
19 июня в российский прокат выйдет «Материалистка» — нью-йоркская романтическая драма с Дакотой Джонсон в роли профессиональной свахи, запутавшейся в деньгах (Педро Паскаль) и любви (Крис Эванс). Режиссёрка Селин Сон скрещивает гламурный вайб «Секса в большом городе» и эстетику американского независимого кино 1990-х годов, исследуя, что значит брак в нашу странную эпоху. Роман Волынский остался не в восторге от картины, но предполагает, что понравится она многим.
День Люси (Дакота Джонсон) начинается с обзвона клиентов, вчерашних участников свиданий. Ваши ожидания не оправдались? Не беда — подберём девушку помоложе, а мужчину повыше. Люси найдёт каждому идеальную пару. Она работает в элитном агентстве Adore, расположенном в модном офисе на Манхэттене, где женская энергия победы расцветает всякий раз, когда клиентам делают предложение. На одной из таких роскошных свадеб в духе мидвест Люси знакомится с красавцем Гарри (Педро Паскаль) — дельцом из инвестиционной компании, обладателем пентхауса в Трайбеке за 12 миллионов долларов.

На профессиональном сленге свах герой Паскаля — современный «единорог», редкий экземпляр в Нью-Йорке. Люси прямо заявляет: он мог бы легко найти пару получше. Она трезво оценивает свои данные — чуть за тридцать и 80 тысяч в год. Её подход к любви сугубо прагматичен: каждый кандидат для неё — сумма материальных активов. Именно так, по её убеждению, устроен рынок романтики. Впрочем, мысль не прямо свежая: брак тысячелетиями воспринимался некоторыми как торговое соглашение. Изменилась только валюта (от скота к активам) и срок гарантии (от «пока смерть» до «пока не надоест», как говорит сама Люси).
Однако бизнес-матрица героини Джонсон даёт сбой, когда она встречает бывшего бойфренда Джона (Крис Эванс). Трагикомичный флешбэк раскрывает причину их разрыва: Люси надоело жить в бедности. Не забываем, что она материалистка. Годы спустя между ними по-прежнему есть чувства — но за это время герой Эванса может похвастаться лишь подработкой в кейтеринге и ролью в экспериментальном театре.
Такой сюжетный расклад вполне мог бы сгодиться для типичного ромкома 2000-х годов с участием Мег Райан. Неспроста Селин Сон балансирует на грани клише: с одной стороны — эстет-миллионер, более экологичная версия мистера Бига из «Секса в большом городе»; с другой — обаятельный неудачник-актёр, который до сих пор ютится в коммуналке с лузерами из студенческих фильмов Джадда Апатоу.

Всё же «Материалистка» — куда более серьёзный фильм: синефилы, например, могут увидеть в этом любовном треугольнике отсылку к «Ночи у Мод» Эрика Ромера, особенно в паскалевском мотиве выбора между сердцем и разумом. Также здесь нет сказочно-эксцентричных поворотов, а герои не превращаются из циников в романтиков, как в старых голливудских историях. Хотя некое прозрение у Люси всё же случается. Чтобы объяснить это и добавить социалки, режиссёрка вводит не самую изящную сюжетную линию — историю клиентки Софи (Зои Уинтерс), пережившей травму на одном из свиданий.
Амбиции на нехарактерную ромкомам серьёзность заметнее всего проявляются в отстранённых диалогах. Даже в романтической обстановке — за ужином в ресторане — герои говорят о любви языком венчурных финансистов с Уолл-стрит. Получается, что Сон вынимает мелодраматическую по содержанию сцену из её привычного киноконтекста и делает её более заострённой. Конечно, её посыл понятен — прогнило что-то в нью-йоркском королевстве. Ей ли не знать об этом, ведь Сон сама подрабатывала свахой в конце 2010-х, когда только начинала карьеру драматурга и нуждалась в деньгах, как герой Эванса.
«Материалистка» посвящена глянцевому миру Нью-Йорка. В одной из самых забавных сцен Люси и Гарри поднимаются к нему в пентхаус, и мы видим, с каким возбуждением героиня Джонсон, отвлекаясь от поцелуев, осматривает его дорогой, со вкусом сделанный интерьер. Эстетически Сон ориентируется на независимых режиссёров 1990-х вроде Уита Стиллмана, Нила Лабута и Ноа Баумбака, у которых город тоже был полноценным героем. Это особенно заметно в разговорных сценах (а фильм, по сути, из них и состоит). Сон не использует «восьмёрки», предпочитая фронтальные планы — создаётся ощущение, будто зритель сидит за соседним столиком и подслушивает разговоры героев.

При всей внешней симпатичности, фильм ощущается пустоватым. Для ромкома это было бы простительно, но Сон, как уже отмечено, претендует на интеллектуальное высказывание. Проблема в том, что «Материалистка» говорит о любви прямо — буквально пытается сформулировать ответ на вопрос, какая бывает любовь в современном мире. А все подобные разговоры, увы, однотипны по содержанию. Да и сама оппозиция «деньги — любовь» выглядит чересчур очевидной. Поэтому исход этой дилеммы достаточно предсказуем, а ближе к финалу даже чувствуется некий дидактизм.
Хотя Сон сняла прекрасные «Прошлые жизни», где тема любви раскрыта гораздо тоньше, до уровня Эрика Ромера ей всё ещё далеко. Впрочем, это не отменяет того, что «Материалистка» наверняка способна вдохновить на романтический подвиг.