«Холодная война». Рецензия

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В Каннах показали «Холодную войну» — чёрно-белый фильм польского режиссёра Павла Павликовского, участвующего в основном конкурсе. Зинаида Пронченко по просьбе Кино ТВ рассказывает о ленте. 

«Холодную войну», эстетскую, но при этом не формалистскую новую картину обладателя Оскара Павла Павликовского вся пресса уже называет главным претендентом на «Золотую пальмовую ветвь», что, конечно, обидно для российских болельщиков. История любви между дирижёром и солисткой фольклорного ансамбля, которые продолжают тянуться друг к другу через годы, расстояния и железный занавес, полностью затмила творческие муки подпольных ленинградских рок-н-рольщиков из «Лета» Кирилла Серебренникова. Ну а что тут удивляться: умом Россию не понять, а Польша — вроде бы неотъемлемая часть Европы, поэтому их народная песня про неразделённую страсть легко ложится на джазовые мотивы, а «Сердце» Исаака Дунаевского из «Весёлых ребят», как сетует главная героиня, красавица Зула, в переводе моментально теряет всё своё обаяние.


Зула и Виктор встретятся весной 1951 года на прослушивании в реквизированном поместье. Зуле нечего терять: в личном деле — условный срок за попытку убийства насильника-отца и неблагонадёжные характеристики, она готова на всё, лишь бы выбиться в люди. Виктор, напротив, буржуа и интеллигент, не нюхавший пороху, он склонен идеализировать пролетариат, его ещё никто не предавал. В Зулу, девушку с модной, совсем не пейзанской чёлкой, он влюбится с первого взгляда. После победы над фашизмом социалистической Польше нужно срочно изобрести новую национальную идентичность. Сначала, как и полагается, источником вдохновения для идеологических конструкций станет этнография, но очень скоро, по спущенной из Москвы директиве, к сельским песням и пляскам добавят пропагандистский репертуар про дедушку Ленина и отца народов Сталина.


Не желая идти на компромиссы с совестью, Виктор во время гастролей в Берлине сбежит на Запад. Зула, не знавшая в жизни ничего кроме лжи и унижений, к политическим тонкостям равнодушна, одни хозяева сменяют других, каждый сам за себя, а Бог против всех, в условленное место на границе советского сектора она не придёт. Виктор наивно верит в земную справедливость, в Париже, где он окажется после побега, дышать вроде легче, но «быть» так же тяжко, в капиталистическом обществе некого больше винить за личный неуспех. Павликовский, которого часто огульно записывают в антисоветчики и русофобы, на личном опыте знает, сколь далёк от идеала «свободный мир», он очень тонко подмечает: иногда сложнее вести борьбу с самим собой, чем с всевидящим тоталитарным оком. И в этом смысле «Холодная война» — кино совсем не политическое, а экзистенциальное. Зулу и Виктора разделяют не закрытые границы, а культурная пропасть, её вера в Бога — не крестьянские предрассудки, а внутренняя потребность в нравственном императиве, он же, напротив, мыслит себя «островом». Я не смогу жить без тебя, уверяет он Зулу перед побегом, хотя в заграничной реальности почти сразу позабудет о данных клятвах. Я не пришла, объясняет годы спустя Виктору свое решение Зула, потому что знала, что хуже тебя, но знала также, что если любишь, не бежишь.


Кто хуже, а кто лучше, покажет время. Зула — настоящая, дикая, упрямая, иррациональная, сильная, несчастная, но никакие крыши Парижа, огни и витрины Champs-Élysées, никакие завиральные обещания не заставят её ассимилироваться, потерять себя, притвориться «загадочной славянской душой». Виктор, отказывавшийся притворяться в Варшаве, во Франции готов на любую ложь, лишь бы продать свой дуэт с Зулой подороже. Важным в индустрии людям он рассказывает, как Зула выступала в Кремле для Сталина, как фиктивно вышла замуж за итальянского аристократа, как сидела в лагере. В чём-то его поведение ещё презреннее вынужденных доносов Зулы, у неё на кону стояла жизнь, у него — творческая самореализация.

Вкус к трагедии у поляков развит не меньше, чем у немцев, финал «Холодной войны» потрясает, никаких полумер, недаром Павликовский опять снимает в ч/б, в жизни, как бы нас ни убеждали интеллектуалы типа Виктора, нет серых зон, только тьма и свет, увы, потусторонний.

Осознанно или нет, необразованную пассионарную натуру Зулу Павликовский ассоциирует с Родиной: тоска по ней — давно разоблачённая морока, и всё — равно, и всё — едино, но если по дороге — куст встаёт, особенно — рябина…

Больше Кино ТВ — в Telegram-канале. Подписывайтесь.

Читайте также
«Анон» тут рядом
В прокат вышел новый фильм режиссёра «Гаттаки» и сценариста «Шоу Трумана» Эндрю Никкола «Анон» — антиутопия о лишённом приватности новом мире, где хакеры борю...
«Все знают» Асгара Фархади: фильм открытия 71-го Каннского кинофестиваля
Главный киносмотр Европы открылся семейной драмой иранского режиссёра Асгара Фархади, двукратного обладателя «Оскара» и победителя Берлинского кинофестиваля....
«Моя бывшая подружка»: Друг прекрасней, чем любовник
В российский прокат выходит «Моя бывшая подружка» — французская комедия об оболтусах и любви. О фильме рассказывает Павел Пугачёв. Лентяй Винсент (У...
«Параджанов: последняя весна»: летающие режиссёры
1 мая 1992 года вышла картина Михаила Вартанова «Параджанов:последняя весна» — один из самых удивительных документальных фильмов о режиссё...
Школьная мучительница: «Миссис Хайд» Сержа Бозона
Наталья Серебрякова посмотрела трагикомедию о школьной учительнице, ставшей монстром, в исполнении Изабель Юппер.Мадам Жекиль живёт в тихом бур...
«Лицо» Малгожаты Шумовской: нечего на зеркало пенять
В российском прокате — польский хит «Лицо» Малгожаты Шумовской: гран-при Берлинского кинофестиваля, остроумная критика католической церкви, обилие н...
Также рекомендуем
От Дэвида Кроненберга и Пак Чхан-ука до Клер Дени и Дэвида Боуи
На Каннском кинофестивале показали картину «Всё прошло хорошо» — фильм Франсуа Озона о писательнице, которая...
72-й Каннский кинофестиваль близится к концу: под занавес Абделатиф Кешиш обдурил всех критиков и показал интермеццо «Ме...
От Дэвида Кроненберга и Пак Чхан-ука до Клер Дени и Дэвида Боуи
На Каннском кинофестивале показали картину «Всё прошло хорошо» — фильм Франсуа Озона о писательнице, которая...
72-й Каннский кинофестиваль близится к концу: под занавес Абделатиф Кешиш обдурил всех критиков и показал интермеццо «Ме...

Последние новости

«Годзилла и Конг: Новая империя» нацелился на уверенный старт в прокате
Блокбастер метит на 135 миллионов долларов в первые выходные.
Баки и Асура столкнутся в аниме-кроссовере для Netflix
Два культовых персонажа сразятся друг с другом.
Что смотреть в кино с 28 марта: от «Материнского инстинкта» до «Ненормального»
Новинка с Энн Хэтэуэй и Джессикой Честейн в главных ролях, перевыпуск сатиры Романа...
Сюжет третьего сезона «Эйфории» сделает скачок во времени
События сериала перетекут из школьной жизни во взрослую.
Съёмки «Бэтмена 2» начнутся следующей весной
Об этом заявил инсайдер Джефф Снайдер.
«Ирландская мечта» с Линдси Лохан стал неожиданным хитом на Netflix
Романтическая комедия возглавила еженедельный чарт стриминга.
00:00