
В российский прокат вышли «Хищные твари» — умный кровавый триллер из параллельной программы Каннского фестиваля 2025 года. Это не очередное паразитирование на «Челюстях», а жанровый мэшап, где австралийский маньяк использует акул в качестве орудия убийств. Подробнее о фильме Шона Бирна рассказывает Роман Волынский.
Пара туристов, проспавшая поход в океанариум, заглядывает на лодку к Такеру (Джай Кортни) за погружением к акулам в клетке. Такер — пышущий животной силой тип — чуть ли не прямым текстом говорит, что они не жильцы, но наивные гости списывают мрачный юмор здоровяка на специфику его бизнеса. Оказывается, он серийный убийца: пережив в детстве нападение акулы, теперь боготворит их. Кроме того, Такер получает особое наслаждение, наблюдая и снимая на VHS-камеру, как акулы разрывают подвешенных над водой девушек.
Затем камера, проскользив по австралийскому побережью, переключается на Зефир (Хэсси Харрисон, звезда «Йеллоустоуна») — крутую американку-сёрфершу, кочующую в трейлере. Местный красавчик Мозес называет её «человеком у окна». Согласно его теории, те люди, которые предпочитают места у окна, по своей природе закрыты. Мозес — её полная противоположность. Они проводят романтическую ночь, перебрасываясь цитатами из «Гребня волны», а затем, пока парень мило готовит блинчики, Зефир уезжает к океану. Там её и схватит Такер.

Даже если вы не представляете, кто такой Шон Бирн (режиссёр «Даров смерти» и «Любимых»), по этому фильму можно заключить, что он синефил. Он ловко меняет интонацию от эпизода к эпизоду: всё начинается как ироничный летний блокбастер, затем превращается в ромком про дерзкую девицу с трудным прошлым и романтичным парнем. После экспозиции фильм оборачивается жёстким триллером, напоминающим скорее «Пилу», чем классические «Челюсти» Спилберга, которым, к слову, в этом году исполнилось 50 лет.
«Хищные твари» стараются не выглядеть кондовым жанровым кино. Во многом благодаря персонажу Джая Кортни: его Такер, как и полагается эксцентричному маньяку, любит поболтать и упивается своей философией убийцы. Его хлебом не корми — дай только завести монолог о том, что он на одной волне с акулами, настоящий хищник. Но весь этот пафос сбивает Зефир, заявляя, что не вынесет больше этой самовлюблённой чуши. Как только зрителю кажется, что фильм встал на привычную колею, Бирн старается выкинуть какой-то фокус. Даже сцены борьбы Зефир и Такера сняты чуть нестандартно: планы держатся чуть дольше положенного, а монтаж не дезориентирует зрителя молниеносностью.

Не обходится без пижонства: Бирн заигрывает с эстетикой театрализованного насилия. Каждая сцена с подвешиванием жертвы над акулами обретает черты перформанса — с обязательной аудиторией (в лице другой жертвы) и видеокамерой, фиксирующей действо. Это ход отсылает к snuff-фильмам и практикам Венского акционизма с их шокирующими кровавыми выступлениями. Но прежде всего создаётся впечатление, что Такер не получит полного удовлетворения, не соблюдя всех условий ритуала жертвоприношения морским божествам.
Акулы в фильме — отдельный аттракцион. С первого взгляда зритель поймёт: они не ровня гигантской людоедке из «Челюстей». Здесь рыбины не просто отодвинуты на второй план, а нарочито цифровые, вероятно, даже созданные с помощью ИИ. Что и понятно — бюджет картины вряд ли позволил бы механический макет. Бирн, конечно, использует классический приём с плавником, скользящим по воде. Только теперь он работает чуть иначе: акула необязательно атакует; более того, её поведение местами сложно объяснить рационально. Поэтому финал покажется некоторым слишком условным, киношным.

У «Хищных тварей» также есть явное феминистское измерение. Хотя красавчик Мозес активно действует, его героизм заканчивается не слишком эффектно — добрую половину фильма он проводит, стеная в плачевном состоянии. Его единственная надежда — Зефир, идущая на экстремальное самопожертвование в кровавой сцене. Однако сама героиня Хэсси Харрисон не производит сильного впечатления. Она скорее напоминает робота с запрограммированной предысторией: детство в приёмных семьях, страх близости. Бирну не удалось переосмыслить троп «последней девушки» — в классических слэшерах 1980-х такие героини были психологически объёмнее.
Бирн, как настоящий рыбак, цепляет зрителя на крючок, но к финалу хватка слабеет. Впрочем, общее впечатление это не сильно портит. «Хищные твари» не тянут на громкий летний блокбастер, но вполне претендуют на статус главного киноразвлечения месяца. Особенно для фанатов «Криденсов».