О съёмках «Иронии судьбы в Голливуде» (оригинальное название можно перевести как «О судьбе») было заявлено ещё в апреле, и вот спустя год с небольшим голливудский ремейк фильма Эльдара Рязанова выходит в прокат. Иван Афанасьев рассказывает, чего ожидать от американской версии любимой новогодней картины.
Для Марюса Вайсберга About Fate — не «голливудский дебют», а возвращение к истокам. Режиссёр успешных в России ромкомов довольно рано, ещё в детстве попал на съёмочную площадку: его отец, Эрик Вайсберг, был продюсером фильмов Тарковского, Кончаловского и Шахназарова.
Помимо ВГИКа, учился в университете Южной Калифорнии. Позже, на съёмках «Ближнего круга» всё того же Кончаловского, который создавался в копродукции с Италией и США, познакомился с известным американским сценаристом Роном Шелтоном («Плохие парни 2») и так получил возможность снять два фильма в США.
Среди них, кстати, была единственная голливудская экранизация Александра Вампилова — «Старший сын». После он вернулся в Россию и стал здесь успешным режиссёром, которого не любят критики, но смотрят зрители. И вот, спустя 16 лет, он возвращается в Голливуд — снова со своей версией произведения советского классика. Судьба, не иначе. Впрочем, те, кто ожидает увидеть дословный ремейк «Иронии судьбы», будут разочарованы: кино берёт лишь завязку от сюжета и дальше движется по своей траектории.
Гриффин Рид, местный Женя Лукашин — юрист-скромняга, настолько добрый, что не может никому отказать. Планирует сделать предложение своей девушке, популярной блогерке Клементине, но она хочет, чтобы это случилось на камеру «для увеличения аудитории». Местную Надю Шевелёву зовут Марго Хэйз, она «белый воротничок» в крупной компании, и у неё есть парень Кип, с которым она встречается три месяца, но уже ждёт от того предложения руки и сердца и прямо озвучивает своё желание. Когда ухажёр, не поняв прикола, бросает девушку, она приходит в отчаяние: с ней уже не первый раз так поступают, а она обещала в кои-то веки познакомить семью с молодым человеком на свадьбе сестры.
Само собой, в канун Нового года Гриффин идёт с друзьями в баню и, напившись русской водки, едет не по тому адресу и оказывается в доме Марго. Та предлагает своему новому знакомому притвориться её парнем на свадебном празднестве. Тот, конечно же, соглашается.
Если вам покажется, что мотивации героев в фильме притянуты за уши, — то это так, но едва ли стоит винить в этом Марюса Вайсберга. Его режиссёрский метод — мимикрия: он просто берёт наиболее распространённые штампы ромкомов и воплощает их на экране с хирургической точностью, без особой фантазии. Таких фильмов — сотни и тысячи, и все детали, которые обычно в них присутствуют, есть в «Иронии судьбы в Голливуде».
Она — наивная, вечно рассчитывающая на помощь мужчины, он — милый тюфяк, обаятельный, но не слишком удачливый в отношениях, его девушка — симпатичная дурочка, чувствами которой можно пренебречь ради настоящей любви, её парень — ревнивый качок, который нужен, чтобы в фильме была смешная нелепая драка.
И так далее — мама, что вечно лезет куда не надо, безбашенная подруга главной героини, удачные совпадения и милые неловкости вроде прогулки по улице в канун Нового года в куртке и трусах. При чём тут «Ирония судьбы»? В целом, ни при чём — есть вводная про одинаковые постройки в американской субурбии, есть завязка с баней и пробуждением не в своей постели, есть любовь. В конце концов, и оригинальное название отличается.
В целом, даже не поворачивается язык назвать это «ремейком». Скорее наоборот — это «демейк»: в то время как жанр ромкома стремительно эволюционирует, вытравливая из себя заскорузлости вроде безынициативных женщин и откровенно нереалистичных ситуаций, Марюс Вайсберг упорно следует по старому пути, проторённому Джаддом Апатоу ещё в 2000-х. От фирменной доброй меланхолии Рязанова не остаётся ни следа. «Ирония судьбы в Голливуде» смотрится вполне компетентно в рамках своих скромных компетенций: такое кино обычно выходит в зимние праздники, чтобы сыграть на контрасте с высокобюджетными блокбастерами. Но времена такие, что даже Новый год в России, видимо, настаёт в сентябре.
Большую услугу фильму оказывает талантливый Томас Манн из «Я, Эрл и умирающая девушка», пышущий обаянием: это не Женя Лукашин, но тоже очень харизматичный и симпатичный мужчина. И тут впору взглянуть на любопытный смысловой пласт, связанный с героями. По сути своей «Ирония судьбы в Голливуде» — фильм про поколение современных миллениалов, что уводит работу ещё дальше от картины Рязанова. Там герои, заставшие войну ещё детьми, обретали своё счастье чудом и вопреки осуждению общества в лице Ипполита и родственников и знакомых Нади. Героев About Fate, в распоряжении которых есть соцсети, бары и любвеобильные друзья, сводит не чудо, а авантюра, в которую их по дурости вовлекает Марго, после этого бросая всё на самотёк и доверяя всё случаю.
Противовесом им служит встреченная пожилая пара — они рассказывают, как их брак, длящийся больше полувека, сложился благодаря череде чудесных совпадений. Даже героиня Эммы Робертс всё время говорит: хватит повторять, что это судьба! Над отношениями надо работать. Однако с этой идеей конфликтует структура самого фильма: как правило, у героев всё получается само собой. Они ничего не делают для того, чтобы хоть чего-то добиться, а просто плывут по течению и совершают крайне мало самостоятельных поступков.
Фильм хорош для одних и откровенно плох для всех остальных. Как глуповатая, наивная и далёкая от жизни комедия — работает: полтора с небольшим часа сахарного эскапизма вам обеспечены. Как кино, к которому хочется подключиться и услышать от него что-то осмысленное, — нет: судьба судьбой, но в 2022 году приходится брать жизнь в свои руки, если хочешь чего-то добиться. Такая вот ирония.