2 марта компания «Экспонента» выпустила в российский прокат аниме от культового режиссёра Масааки Юасы («На твоей волне») — «Ину-о: Рождение легенды». Сергей Сергиенко рассказывает, как авторам удалось передать атмосферу исторического романа Хидео Фурукавы и сыграть на эмоциях зрителя не только с помощью сюжета, но и благодаря волшебному визуалу.
Давным-давно, ещё в эпоху Камакура, на свет появился безымянный мальчик, проклятый при рождении. Проклятие было столь страшным, что смотреть на ребёнка было невозможно, поэтому деформированное тело закрыли плотной тканью, а жуткое лицо — маской-тыквой. Будучи сыном известного танцора, он рос как животное во дворе дома своей семьи и лишь издали мог наблюдать, как отец тренирует других, да копировать увиденные движения. И оставаться бы ему непризнанным уродцем, если бы не случайная встреча с другим отщепенцем, слепым монахом Томоной: тот в детстве потерял зрение и вынужденно стал бива-хоси — бродячим сказителем. Их встреча не только подарила безымянному мальчику имя — Ину-о, — но и показала обоим цели, к которым стоит стремиться. С этого начинается путь яркого дуэта танцора и музыканта, который перевернёт судьбы многих и покажет, что с творчеством нужно считаться.
«Ину-о: Рождение легенды» — уже вторая работа студии Science SARU, в основу которой положили «Повесть о доме Тайра». Средневековый роман о падении одного из известнейших в прошлом родов считается одним из самых влиятельных произведений японской литературы. В 2021-м свет увидел сериал «Хэйкэ: Повесть о доме Тайра», рассказывающий о самих событиях, приведших к кончине рода. «Ину-о» же разворачивается уже позже и, по сути, показывает зарождение устной традиции, благодаря которой и появилась «Повесть».
Знать тонкости японской истории и развития культуры для просмотра совершенно не обязательно, хотя и поможет понять немного больше, чем рассказывает само аниме. Основная информация, впрочем, на месте: «Ину-о» в простой и доходчивой форме объясняет, как объединялись и выступали бродячие слепцы-монахи, на чём строились повествовательные каноны и почему сюжеты из недалёкого прошлого были так важны как для простых людей, так и для знати. Да и о доме Тайра информации вполне хватает для понимания контекста. За дополнительной информацией всегда можно обратиться к «Хэйкэ».
Правда, в «Ину-о» исторический контекст и разночтения хоть и важны, но не первоочерёдны. Куда больше режиссёра аниме, Масааки Юасу, интересуют личности, вокруг которых строится сюжет. Это в целом характерно для работ основателя студии: его герои нередко обладают нечеловеческими чертами, но через свои особенности проходят путь, с которым легко проассоциировать себя многим. Благодаря этому центральной темой «Ину-о» становится не история, а самовыражение, в котором находят себя двое героев, до этого не нужных обществу.
«Уродец» Ину-о, самостоятельно научившийся танцам, обретает бешеную популярность благодаря исключительному таланту и наплевательскому отношению к традициям. Нет проблем с последним и у Томоны, который, против обыкновения, отращивает длинные волосы и в целом ведёт себя как заправская рок-звезда, что слабо сходится с традиционным образом бива-хоси. Музыка подобрана под стать: в ней сочетаются традиционные мотивы и дисторшн, а звучание бивы сопровождается гитарными запилами под вполне современную драм-секцию. В сочетании с классическими мотивами на новый лад эффект получается потрясающий, что в том числе отчётливо передаётся и в анимации. Если выступления официальных музыкантов структурированы и чопорны, то Томона и Ину-о «зажигают» толпу и создают зрелище, которым наслаждается простой народ.
Для обоих творчество — больше, чем способ самовыражения и заработка, да и слава — скорее приложение, чем самоцель. В музыке герои находят свой особый путь: отверженный родным отцом Ину-о наконец видит, что его личность не ограничивается жуткой внешностью, а слепец Томона через свою биву доносит до слушателей то, что иначе не извлечь из глубин души.
Тема инаковости не то чтобы нова: об этом говорили уже десятки, если не сотни раз. Юаса в очередной раз доказывает, что важно не только «что», но и «как»: яркая стилизованная анимация, временами выглядящая обманчиво просто, на деле пестрит деталями и нюансами, способными сказать куда больше, чем простые слова. И броский стиль, и центральная идея не новы для режиссёра: и «Человек-дьявол: Плакса», и «Когти зверя» тоже вращались вокруг тех, кто пытался отыскать своё место под солнцем, и при этом выделялись в общем потоке анимации необычным визуальным рядом. «Ину-о» продолжает развивать привычное, добиваясь новых высот и призывая бунтовать — против традиций и норм, против застоя и консерватизма.
В этом плане выбор Аву-тян в качестве актрисы озвучания Ину-о кажется особенно символичным: рок-исполнительница с детства привыкла к насмешкам и неприятию из-за необычного цвета кожи, что отразилось на её дальнейшей судьбе. Однако именно творчество в конечном счёте позволило ей обрести голос и показать, что Аву-тян ничуть не хуже других, а в чём-то и вовсе лучше.
Ярко, громко, увлекательно и очень красиво — те слова, что приходят в голову при просмотре «Ину-о». Это пример аниме, которое, кажется, не способно оставить равнодушным никого: здесь настолько плотно переплетены между собой разные элементы, что в сложившемся узоре каждый сможет найти что-то для себя — будь то интерес к истории, зажигательная музыка или визуальное буйство. А кто-то, хочется верить, узнает в героях себя — и тоже сможет обрести если и не свой уникальный голос, то хотя бы силы для того, чтобы встать в полный рост и перестать переживать из-за мнений других. Что уже стоит немало.