«Громовержцы*» — тусклый финал Пятой фазы Marvel

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Флоренс Пью в фильме «Громовержцы*», кадр: Marvel Studios

Мировой прокат штурмуют «Громовержцы*» — очередная попытка Marvel вдохнуть жизнь в умирающую киновселенную. Насколько удачным получился финал Пятой фазы и можно ли после него надеяться на достойную Шестую — рассказывает кинокритик Дарья Тарасова.

В центре сюжета «Громовержцев*» — группа маргинальных персонажей, которых Marvel Studios решила собрать вместе, видимо, от безысходности. Действие супергеройской ленты начинается с того, что директор ЦРУ Валентина Аллегра де Фонтейн (Джулия Луи-Дрейфус) пытается замести следы своего участия в секретном проекте O.X.E. Group по созданию сверхчеловека. Для этого она отправляет бывших подопечных-наёмников — Елену Белову (Флоренс Пью), Джона Уокера (Уайатт Рассел) и Аву Старр (Ханна Джон-Кэймен) — на suicide mission в заброшенную лабораторию: каждый из них — сам по себе доказательство того, что де Фонтейн нечиста на руку, и избавиться от горе-героев она решила их же собственными руками.

Впрочем, на месте персонажи сталкиваются не только друг с другом, но и с загадочным парнем по имени Боб (Льюис Пуллман), появившимся из ниоткуда, да ещё и с провалами в памяти. Как выяснится позже, таким образом в киномир Marvel введён Часовой — один из самых сильных героев в комикс-серии. Команду позже дополнят Алексей Шостаков/Красный Страж (Дэвид Харбор) и Баки Барнс (Себастиан Стэн), ставший конгрессменом после событий предыдущих фильмов. По мере развития сюжета становится ясно, что Валентина намерена использовать силу Боба в своих целях, но его альтер эго Мрак угрожает уничтожить весь Нью-Йорк. Герои должны будут не только остановить надвигающуюся катастрофу, но и противостоять собственным демонам, материализовавшимся в буквальном смысле благодаря воздействию Мрака.

«Громовержцы*», кадр: Marvel Studios

«Громовержцы*» завершают Пятую фазу MCU, которая пока показывает себя самой слабой за всю историю франшизы. Хочет он того или нет, но фильм символизирует общее состояние серии: попытка реанимировать интерес зрителей через комбинирование случайных персонажей второго плана, большинство из которых так и не получили должного развития ни в предыдущих проектах, ни в новой ленте. Особенно показательна в этом плане судьба Призрака — её роль остаётся такой же незначительной, как и в «Человеке-муравье и Осе» 2018 года.

Marvel явно пытается воспроизвести успех «Стражей Галактики» (или всё-таки «Отряда самоубийц»?), собирая команду из трогательных маргиналов и неудачников. Однако если там персонажи обладали харизмой и какими-никакими уникальными чертами характера, а особого шарма добавляла режиссура Джеймса Ганна, то «Громовержцы*» представляют собой сухую имитацию без содержательного или формального рельефа. Даже заявленные темы травм и ментального здоровья (Боб подвержен суицидальным мыслям, откуда вырастает и Мрак; Мрак одним касанием способен вернуть соперника в его самые мрачные воспоминания) раскрываются через банальные клише и дежурные отсылки к популярной психологии.

Тревожнее всего, однако, наблюдать за тем, как студия позиционирует этот фильм — как отправную точку для будущих проектов. Сцена после титров, вызывающая больше энтузиазма, чем весь фильм, намекает на масштабные события, связанные с появлением новых популярных героев, однако трудно представить зрителей, готовых инвестировать своё время в продолжение заявленных историй после такого блёклого финала фазы.

Себастиан Стэн в фильме «Громовержцы*», кадр: Marvel Studios

Единственным оправданием существования фильма становится его место в общей канве MCU. Возможно, в будущем некоторые персонажи найдут своё применение — особенно Роберт Рейнольдс/Часовой, чей потенциал явно не раскрыт полностью. Но на данный момент это больше похоже на генерацию контента ради поддержания интереса к бренду, чем на осмысленный шаг в развитии вселенной.

Как ни странно, основное достоинство «Громовержцев*» заключается в том, что они… не хуже предыдущих провальных проектов Marvel. После череды неудачных фильмов-середнячков новинка кажется шагом вперёд. Флоренс Пью демонстрирует привычно высокий уровень актёрской игры, хотя её персонаж остаётся заложником всё тех же нарративных штампов. Дэвид Харбор добавляет немного комического обаяния, а Себастиан Стэн достойно выполняет свою работу, хоть и ограничен типичными для франшизы поворотами сюжета.

Визуальное оформление фильма страдает от той же проблемы, что и многие предыдущие работы Marvel последних лет, — серости и безликой эстетики. Даже эффектные моменты с Мраком теряются на фоне общего однообразия. Музыкальное сопровождение от Son Lux могло бы стать изюминкой, но используется оно уж слишком предсказуемо. Режиссёр Джейк Шрейер явно пытается вдохнуть жизнь в проект через базовые отсылки к независимому кино и психологическим драмам. Однако эти попытки кажутся искусственными и натянутыми и больше похожи на маркетинговый ход, чем на органичную часть повествования. Сцены, призванные раскрыть внутренние конфликты героев, оказываются самыми слабыми в фильме — их сложно воспринимать серьёзно после бесконечных шуток и шаблонных диалогов.

Дэвид Харбор в фильме «Громовержцы*», кадр: Marvel Studios

В итоге «Громовержцы*» становятся наглядной демонстрацией кризиса, в котором оказалась Marvel Studios. Это не совсем провал — скорее крепко сделанный, но абсолютно лишённый вдохновения проект, существующий лишь для поддержания популярности студии до следующей значимой точки в развитии киновселенной. Своего результата гигант супергероики при этом добился: планка была настолько низкой, что детище Шрейера добилось хорошей прессы и неплохих сборов. Формальная, но победа.