
Если большинство из актуальных картин, посвящённых теме конфликта между ХАМАС и Израилем, — это документальные произведения, то тунисская режиссёрша Каутер Бен Ханья создала художественное кино. Она реконструировала события одного вечера, когда отдел Красного Полумесяца Западного берега пытался спасти шестилетнюю Хинд Раджаб — единственную выжившую после израильского обстрела. О том, как в произведении Бен Ханьи документальные записи вплетаются в игровое действо, рассказывает Дима Елагин.
Читайте также: Рецензия на «Кремлёвского волшебника» с Джудом Лоу
В отделение Красного Полумесяца Западного берега поступает сообщение от живущего в Германии мужчины — под обстрел попала машина с его родственниками, которые пытались выехать из квартала Тель аль-Хава, полностью оцепленного израильскими военными. Внутри автомобиля находилась семья Хамад, шесть детей, их родители и шестилетняя Хинд Раджаб. Призыв о помощи принимает Омар: он сразу же звонит по телефону, и ему отвечает Сара — через пару секунд девушка будет убита. Поражённый трагедией Омар отходит от шока, когда узнаёт, что есть одна выжившая — Хинд. Последующие несколько часов Омар и его старшая коллега Рана проведут на связи: будут успокаивать и поддерживать ребёнка, пока их товарищи пытаются организовать безопасный коридор для скорой, последней оставшейся на севере Газы команды спасателей.
29 января 2024 года произошло военное преступление, о котором осталось множество записей и свидетельств. Звонки сотрудников Красного Полумесяца, Хинд и её близких вошли в основу картины тунисской режиссёрши Каутер Бен Ханьи, которой в создании крайне тяжёлого проекта помогли десятки исполнительных продюсеров, в том числе большие голливудские звёзды — Альфонсо Куарон, Джонатан Глейзер, Хоакин Феникс, Руни Мара и Брэд Питт. Произведение Бен Ханьи — это не большое кино о войне с множеством декораций, а, наоборот, драма одного места.

«Голос Хинд Раджаб» открывается надписью, что картина основана на реальных событиях и документах, некоторые события драматизированы. Для постановщицы не впервой работать на грани игрового и неигрового кино — её предыдущая лента «Дочери Ольфы» (лучший документальный фильм Канн 2023 года) была реставрацией жизни одной тунисской семьи. Две из четырёх дочерей женщины ушли в ИГИЛ*, а потому Бен Ханья предложила «заменить» их (и в некоторых моментах саму мать) актрисами. В итоге получилась необычная драма, где игровые сцены смешиваются с документальными, где родственницы делятся самым личным, переживают трагедию со слезами на глазах. «Голос Хинд Раджаб» — такая же реконструкция, только теперь от девочки остался лишь её голос.
Телефонные разговоры сотрудников Красного Полумесяца с Хинд (её умилительно-ласкательно называют Хануд) выстраивают сюжетную структуру фильма. Каждый диалог — это натянутая струна; каждая секунда тишины — полная страха пауза, во время которой члены гуманитарной организации решают свои рабочие проблемы. При просмотре «Голоса Хинд Раджаб» поражает, как естественно встроены аудиозаписи в ткань произведения, — иногда актёры не произносят своих реплик, слышна лишь речь членов гуманитарной организации. Перед актёрами стояла сложнейшая задача — им нужно было найти единственно верную интонацию, чтобы адекватно передать эмоции людей, оказавшихся во временном капкане, и они блестяще с ней справились.

Время — главная категория фильма: на нём держится всё драматическое напряжение. Скорой ехать до девочки всего восемь минут, идти — сорок, вот только на территории Тель аль-Хавы ведутся активные военные действия. Поэтому сотрудники Красного Полумесяца должны получить зелёный свет сразу от нескольких инстанций — Министерства обороны Израиля, Министерства здравоохранения Газы и Красного Креста. Из-за этого восемь минут превращаются в часы, а убийство может произойти в любую секунду. Другая сторона отчаяния связана с расстоянием — все действующие лица фильма находятся в одном офисе, между Западным берегом и Газой лежат восемьдесят три километра, которые палестинцы не могут свободно пересечь.
Финал истории Хинд Раджаб предрешён судьбой, но Каутер Бен Ханья предлагает свой подход к осмыслению и переживанию трагедии. Её «Голос Хинд Раджаб» начинается кадрами моря, шум воды — лейтмотив кино. В одной из сцен сотрудница Красного Полумесяца Нисрин помогает упавшей в обморок Ране и своим коллегам успокоиться, предлагает помедитировать, глубоко вдыхать и выдыхать, представить море. Фильм «Голос Хинд Раджаб» — такая же попытка набрать в лёгкие воздуха до страшного треска и выдохнуть. Иначе не получится бороться со злом и не получится осознать, что же на самом деле произошло.
* Организация «Исламское государство» является запрещённой в Российской Федерации.