Анастасия Белокурова с грустью посмотрела новый фильм франшизы о гигантской рептилии.
«Зачем он снова сюда идёт?» («Годзилла: Возрождение», японский фильм)
С тех пор как Годзилла разобрался с Гнусом в предыдущем фильме франшизы, прошло пять лет. Организация «Монарх», включающая в себя криптозоологов всех мастей, поставила на жёсткий контроль популяцию монстров. Семнадцать чудовищ сокрыты в подземных лабораториях по всему миру и спят под неусыпным оком царей природы. Пока одним прекрасным днём учёная женщина Эмма Рассел (Вера Фармига) не заведёт своё изобретение «Орка» — аппарат, способный находить общий язык с кайдзю с помощью ультразвука. В эксперимент общения с гигантской гусеницей Мотрой вмешиваются экотеррористы и похищают прибор. С ними в сговоре и сама Эмма, которая зачем-то тащит в опасную авантюру свою дочь-подростка Мэдиссон (Милли Бобби Браун). Обеспокоенные ростом «человеческой инфекции» на планете, новоявленные обладатели «Орки» мечтают освободить спящих кайдзю и вернуть Земле первоначальную чистоту. Им противостоит «Монарх» и примкнувший к организации слегка озверевший муж Эммы (Кайл Чендлер). В Мексике пробуждается Родан. В Антарктике очнувшийся в ледяных латах Гидора вырывается на свободу. Мотра окукливается и превращается в прекрасного мотылька. Разобраться с хаосом призывается новый Гильгамеш — наш старый герой Годзилла, которому предстоит нелёгкий путь по восстановлению природного баланса.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/833/833db1b9017da47f957f2f126f863212.jpg.webp?165570995594878)
Фильм-катастрофа — это не то, что вы думаете. Это опыт переживания абсолютного поражения. Когда происходящее на экране настолько чудовищно, что всё время хочется закрыть глаза. И немедленно выпить. И не столько от плохого 3D (к слову, действительно халтура редкостная). Ужас заключается в том, что первая картина перезагрузки «Годзилла» (2014) режиссёра Гарета Эдвардса следовала канону. В отличие от одноимённого фильма 1998 года Роланда Эммериха, где радиоактивный монстр скакал по городам и весям пустоголовой здоровенной ящерицей, мифология японского жанра кайдзю в новой перезагрузке воссоздавалась трепетно, с душой. Перед нами действительно был Годзилла — любимый герой, взлелеянный в душах японской киноклассикой. Сюжет был американизирован — куда без этого? — но драгоценный сосуд сути был сохранён, как музейная реликвия. Словно поднятая со дна затонувшей Атлантиды, которую в этот раз продолжатели франшизы не поленились разнести ядерной бомбой, заодно погребя под руинами и сам жанр. Возможно, это произошло оттого, что Эдвардса сменил в режиссёрском кресле Майкл Догерти? Или на то была преступная воля продюсеров? Ответ знает только ветер…
Речь об Атлантиде зашла неслучайно. Согласно отсутствию логики в «Короле монстров», наши любимые кайдзю — это титаны, боги атлантов, пришедшие из глубины веков навести на Земле новый миропорядок. И Годзилла — их бесспорный король. Именно в древнем подводном городе находится лежбище ящера, где он набирается сил перед новой схваткой. Чтобы пробудить монстра, которого человечество незадолго до этого беспечно низвергло в пучину спецоружием, а потом неожиданно одумалось, требуется очередная ядерная бомба. И она незамедлительно идёт в ход. Любопытно, что последний японский фильм на эту тему — «Годзилла: Возрождение» (2016) — ярко выраженный антиамериканский памфлет. «Американцы хуже Годзиллы! На нас хотят сбросить нечто нехорошее!» Реплики японских героев по поводу решения США сровнять Токио с землёй всё тем же ядерным ударом воспринимаются отнюдь не комично. А что бы сказали японцы, узнав, что в новом фильме Голливуд в лучших традициях мультикультурного равноправия приписал Годзилле и Мотре любовные отношения? Об этом даже не хочется думать. Безнравственней только называть Годзиллу местоимением «она».
Но вернёмся к людям. Как говорил маленький герой фильма «Зорро» Дуччо Тессари: «Люди злые и жестокие, они не заслужили…» Сложно найти картину, в которой настолько несимпатичные, отталкивающие и откровенно тупые персонажи пытаются активно выживать в условиях катаклизма. Вопрос о сочувствии здесь не может стоять в принципе. В который раз на фоне глобального разрушения нас заставляют лицезреть сентиментальную семейную драму. Бывшие супруги пытаются отыскать в разгромленном городе свою дочь.
Диалог:
— Я думала она там!
— А она не там!
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/8c9/kuiiaq3izihba98nql4fl07v6sgjprzs.jpg.webp?1655709960101260)
Здесь не помогут даже разнообразные локации от антарктических снегов до бостоновского стадиона «Ред Сокс». Природный баланс невозможен. На зрителя давит не то атмосферный столб, не то железная пята клаустрофобии. И все возможные на свете фантомы священной ярости. Возникает это ощущение отнюдь не от сокрушительных спецэффектов, их там просто нет. Желание, чтобы монстры разнесли человечество ко всем чертям — единственный выбор из всех возможных. Но и этого не произойдёт. Нас будут ждать закономерная эксплуатация наработок студии Toho, перековка традиций в угоду нового мира и, как следствие, если не случится чуда, — привычный дивный сонм поражений и разочарований. Выпотрошенный Marvel уступил своё место жертвы киновселенной Годзиллы. Кит на заклании отправился в свой безнадёжный путь. Альфа и омега жанра кайдзю, король ящериц, который может всё, мутант, порождённый испытаниями водородной бомбы. В этот раз Голливуд пропел тебе эпитафию, которая не снилась даже Эммериху.