«Главы государств»: казуальный боевик от автора «Хардкора» Ильи Найшуллера

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Amazon MGM Studios

На стриминговой платформе Amazon Prime Video вышел новый голливудский проект россиянина Ильи Найшуллера ― геополитическая бадди-комедия «Главы государств» с Идрисом Эльбой и Джоном Синой. Это история о том, как президент США и премьер-министр Великобритании застряли в Беларуси. Вадим Богданов рассказывает, каким получился фильм и как Найшуллер попытался снова сделать политику весёлой.

Соединёнными Штатами Америки руководит самовлюблённый позёр. Уилл Дерринджер (Джон Сина) прославился как звезда суперуспешных голливудских франшиз, и зрительская любовь помогла ему выиграть выборы на пост президента, что сделало его самым популярным и всеобще одобряемым человеком на этом посту в истории страны. Уилл атлетично сложён, часто юморит и харизматичен. Его британский коллега, премьер-министр Сэм Кларк (Идрис Эльба), по харизме и физической форме не уступает американцу, вот только шуток он не признаёт и с позиции многолетнего опыта крайне скептически относится к новичку в политике, чья служба на благо нации ограничивается лишь подвигами на экранах кинотеатров.

Естественно, Уилл и Сэм друг друга недолюбливают, но им всё-таки придётся встретиться и дать первую совместную пресс-конференцию в Вашингтоне. На ней главы государств обмениваются колкостями, а потом, чтобы показать общественности своё единомыслие, вместе летят на саммит НАТО ― на борту самолёта американского президента. Наконец оставшиеся наедине, герои начинают разгорячённо общаться по-мужски, но все разногласия приходится отложить в сторону, когда самолёт атакуют русские головорезы (их лидера играет Александр Кузнецов из «Сердца пармы»). В результате воздушное судно падает где-то посреди Беларуси, и двум конфликтующим лидерам государств приходится экстренно найти общий язык, чтобы выбраться из этой передряги и заодно не дать миру развалиться на части.

Найшуллер выжал максимум томатного сока из тех помидоров, что ему дали. Буквально.

Amazon MGM Studios

Илья Найшуллер продолжает, вопреки всем политическим ветрам, успешно строить голливудскую карьеру и вслед за боевиком «Никто» с Бобом Оденкёрком снова работает в жанре зрелищного боевика с харизматичными актёрами в кадре. Это его третья режиссёрская работа и в художественном смысле, наверное, самая непритязательная. Если дебютный «Хардкор» был необычным формалистским экспериментом по скрещиванию кинематографических материй с логикой видеоигр, а «Никто» ― пост-«джонуиковским» экшеном про выгорание и семейные ценности, то «Главы государств» ― это старомодный голливудский боевичок на вечер, который ни на что не претендует, никакие серьёзные темы вроде как не затрагивает, ничем не грузит. Казалось бы, типичный одноразовый стриминговый контент, каких много, но, к большому удивлению, в этом нынче обширном каталоге таких быстро перевариваемых фильмов боевик Найшуллера приятно выделяется.

Во-первых, потому что «Главы государств» освежают уже слегка поросший травой концепт каноничных бадди-комедий Шейна Блэка, возвращая на экраны ту очаровательную динамику между героями, построенную на взаимном недоверии, как в «Смертельном оружии» или «Поцелуе навылет». Во-вторых, чтобы такая динамика сработала, нужны соответствующие актёры ― равноценно выразительные, артистичные, но совершенно друг на друга не похожие. Райан Гослинг и Рассел Кроу в «Славных парнях» ― хороший пример, Райан Рейнольдс и Сэмюэл Л. Джексон в «Телохранителе киллера» ― плохой пример. Самая очевидная ассоциация при просмотре «Глав государств» ― это «Хоббс и Шоу», там тоже герои представляют Америку и Британию, тоже враги объединяются, чтобы спасти мир, но оба они ― пафосные машины для убийств.

Здесь у нас Джон Сина в своей комедийной эре, который одновременно пародирует сам себя и является фантазией на тему того, что было бы, если б Арнольд Шварценеггер стал президентом. Здесь у нас Идрис Эльба, один из редких актёров, которому с его бронебойной бондовской харизмой удаются и главные роли в боевиках, и серьёзные драматические партии. Характеры обоих героев довольно простые и даже базовые, но именно за счёт актёрской органики за их приключениями смотришь с увлечением и даже посмеиваешься в комедийных моментах. В каком ещё фильме услышишь из уст Джона Сины такие имена, как Уэс Андерсон и Пон Джун-хо, в исповедальном монологе? Когда ещё увидишь Идриса Эльбу, столь уморительно закатывающего глаза каждый раз, как люди лебезят перед звёздным статусом его коллеги?

Amazon MGM Studios

Одна из режиссёрских фишек Найшуллера заключается в изобретательной постановке экшен-сцен (вспомнить хотя бы мордобой в автобусе или перестрелку на складе из «Никто»). Здесь же очевидно, что Илья был скован некоторой негласной методичкой экономного производства, ибо Amazon готов выписывать резиновые бюджеты только Дуэйну Джонсону («Миссия: Красный») и братьям Руссо («Цитадель»), а не малоизвестному россиянину. Однако Найшуллер выжал максимум томатного сока из тех помидоров, что ему дали. Буквально: в открывающей сцене мы наблюдаем за битвой переспелыми томатами на испанской площади. Чем не идеальная локация для необычной экшен-сцены, где героям придётся не только метко целиться и сильно бить, но ещё и пытаться устоять на скользкой томатной кожуре. А дальше будет драка с белорусской шпаной под хардбасс и поединок в тесном салоне лимузина, мчащегося на полной скорости. Вроде на словах всё это просто и банально, но снято эффектно и со вкусом.

Кроме Александра Кузнецова, сыгравшего русского наёмника (роль небольшая, как у Алексея Серебрякова в «Никто», но Серебряков потом снялся в «Аноре»), в «Главах государств» есть пара забавных камео: самого режиссёра и Ингеборги Дапкунайте в роли белорусской фермерши. Также в фильме снялся Джек Куэйд из «Пацанов» в роли, которая намекает на то, что у боевика может быть продолжение.

Хоть «Главы государств» и вполне себе располагают к просмотру с выключенной головой — это не совсем бездумное, проходное и необязательное зрелище. Во времена, когда любая громкая политическая новость несёт за собой тревогу и чувство надвигающейся катастрофы, фильм Ильи Найшуллера ненавязчиво призывает к коммуникации на международном уровне и пытается разрядить геополитическое напряжение в мире, показав, что политика тоже может быть весёлой. Сейчас пока что только в кино. Но кто знает, что будет завтра.