«Гив ми либерти» Кирилла Михановского. Роскошная пресса на «Санденсе» — главном в мире фестивале независимого кино. Участие в «Двухнедельнике режиссёров» — самой престижной независимой секции Каннского кинофестиваля. Ну то есть вы слышите «независимость» — пожалуй, главное слово, когда мы начинаем говорить об этой картине.
Кирилл Михановский родился в Москве, но ещё в юности переехал в Соединённые Штаты. С тех пор чуть ли не каждый разговор с автором начинается с вопроса: вы режиссёр чей, американский или русский? Именно поэтому мы, например, решили об этом не спрашивать.
Катерина Мцитуридзе — глава «Роскино»
Кирилл, безусловно, режиссёр мирового масштаба в первую очередь. Он уже вошёл в историю кино с этим фильмом, одним из лучших, что я видела в своей жизни.
«Гив ми либерти» — на всех языках название фильма звучит одинаково — это трагикомедия. Всё действие умещается в один день. Главный герой Вик — русский эмигрант, как и режиссёр. Но это не автобиография, конечно.
Кирилл Михановский — кинорежиссёр
Совершенно не автобиографична. Это близкая мне картина, картина — это я, я — это картина, это мой опыт, я никому его не отдам. В этом смысле это очень личностная картина. Есть, конечно, элементы, с которыми я знаком, но это не делает эту картину «Амаркордом» или «Зеркалом».
Итак, Вик ухаживает за своим дедушкой, который страдает деменцией. Помощь родственнику становится призванием. Он начинает водить медицинский фургон для людей с ограниченными возможностями.
Кирилл Михановский — кинорежиссёр
Но мы должны делать картины о том, что мы знаем. И да, я водил такой фургон с инвалидами, и где-то 9 месяцев работа оказала на меня сильное влияние, очень сильное влияние как на человека, так и на режиссёра, просто потому что я чему-то научился, я что-то узнал, и это помогло мне сделать картину.
Однажды Вик соглашается подвезти целую толпу на похороны скончавшейся старушки. Одна проблема: по пути ему надо проехать через неблагополучный район, где как раз в этот день проходят столкновения местных протестующих с полицией. Атмосфера в фургоне накаляется. «Гив ми либерти» превращается в абсурдистское роуд-муви.
Максим Стоянов — исполнитель главной роли в фильме
Месяца 4 он меня мучил пробами, заставлял боксировать грушу, потом читать «Гамлета» на английском, рубить дрова, читать рэп Эминема — и всё на английском.
При этом, кажется, никогда на американских русских или русских американцев в кино не смотрели с такой нежностью. В «Гив ми либерти» нет пошлых шуточек про Брайтон-бич и всех прочих «Какие ваши доказательства». Кто только не появляется в кадре у Михановского: бандиты, проститутки, аферисты, а он всех любит. И зрителю предлагает полюбить.
Максим Стоянов — исполнитель главной роли в фильме
Без любви не сделаешь ничего. Бывает огромный бюджет, профессиональная группа, профессиональные артисты, знаменитые, а фильм... а паровоз чё-то не летит. Главное — любовь, сила мысли режиссёра, который может собрать в одну точку абсолютно разных людей, донести то, что он хочет, как он ощущает, когда его понимают, через какие-то преодоления, тогда всё получается.
Кирилл Михановский — кинорежиссёр
Она помогает людям жить, она светлая, она даёт свет, а свет нужен. А без света что? Зачем вообще всё это?