
8 августа в Выборге на кинофестивале «Окно в Европу» была представлена криминальная комедия «Геля» от автора сериалов «ЮЗЗЗ», «Хирург» и «Высокий сезон» Стаса Иванова. Предыдущий фильм режиссёра «Одним днём» также с Антоном Васильевым два года назад снискал на фестивале признания жюри кинокритиков. О новой картине об угнанном гелендвагене и попавшем в бандитскую заварушку дальнобойщике-простофиле рассказывает Валерия Косенко.
Дальнобойщик Саня (Илья Малаков) ввязывается в авантюру с перегоном авто, не подозревая, каким странным образом эта затея перевернёт его жизнь на следующие сутки. Соглашаясь выйти на замену другу и неплохо подзаработать для поддержки семьи, в которой со дня на день ожидается пополнение, Саня угоняет с парковки гелендваген, торопясь доставить машину заказчику в Выборг. Тем временем внедорожник давно уже под наблюдением: причина тому — спрятанные в багажнике наркотики, о которых простофиле Сане, конечно же, ничего не известно. Зато известно капитану Орехову (Антон Васильев), вынуждающему пойманного с поличным Саню ради смягчения срока пойти на сделку: довезти машину до пункта назначения и тем самым привести полицейских к заказчику. Разрываясь между криминальными разборками и желанием встретить жену из роддома, Саня лихо гоняет на гелике, чудом выходя сухим из воды, пока клубок дорожных неприятностей не запутывается окончательно.




Историю криминальных злоключений, наворачивающую чересчур много кульбитов, то и дело заносит в сторону. Начать хотя бы с того, что почти вся экспозиционная часть, зачем-то длящаяся раза в два дольше положенного, существует в рамках привычного для наших широт семейного драмеди: с мужем-инфантилом, женой на сносях, двумя детьми и в довесок тёщей с невыносимой степенью сварливости. Для полноты ансамбля на фоне не хватает только флегматичного бати, на очередную перепалку в семье выдающего многозначительную подытоживующую реплику (в духе: «Шапито!»).
Семья — маяк, который светит герою даже ночью, во тьме маргинально-преступной жизни, в которую тот влез по дурости и безответственности, и порой служит щитом, спасая от расправы. Однако, освободившись от подгузников, кроваток и очередной порции лжи, напетой в уши доверчивой и очевидно озабоченной грядущими событиями жене Ане (Дарья Мельникова), Саня бросается в омут авантюры. Крепкую, пусть и не совсем желанную пару ему составляет капитан Орехов, или Серый, — хороший полицейский, перешедший дорогу плохому (Виктор Добронравов). Только после этого фильм вступает на путь аттракционного кино, унося зрителей прочь на всеми желанном гелике «цвета чешуи пескаря».
Смотреть на гонки по Невскому проспекту сначала даже приятно: не «Форсаж», но душу греет — хотя бы за счёт читаемой любви к городу во всех его проявлениях: от условной Парашютной с её поточными высотками до открыточных фасадов парадного центра. К моменту, когда герои перемещаются в Ленобласть, пул персонажей расползается по швам, а искусственное скрещивание стилей — от нуара до вестерна, от комедии положений до боевика — рушит жанровый каркас, усиливая эффект нагромождений бесчисленными концовками.

Главный недостаток «Гели», как и многих других залихватских аттракционов, корнями уходит в основную проблему современной драматургии: неумение прописывать героев, следить за которыми как минимум приятно — как максимум интересно. На харизме Антона Васильева — обладателя не только таланта, но и внушительной груды мышц — далеко не уедешь. Вероятно, на первых порах у «Гели» были какие-то шансы стать нашим эквивалентом «После работы» — чёрной комедией про неудачника, застрявшего в петле невезения, однако сценарист и режиссёр Стас Иванов, известный по сериальному хиту «ЮЗЗЗ», вслед за коллегами выбирает вдохновляться «Большим кушем», потворствуя коллективной фиксации на Гае Ричи. Переклички со своим же сериальным крауд-плизером тоже на этом не заканчиваются. Иванов вновь сосредотачивает действие в провинции, перебираясь из криминогенного Ростова в, как оказалось, не менее маргинальный Выборг. Стоит ли удивляться, что при таком оммаже «Геле» выпала честь открыть старейший кинофестиваль, по долгу службы ставший эмблемой города?
Реверансов Выборгу и конкретно фестивалю в фильме несколько: герои заселяются в легендарный отель «Дружба», ежегодно принимающий всю приезжую прессу, и шлют приветы от лица частых постояльцев. Однажды в этом калейдоскопе неурядиц, погонь и глупых увечий герои удостаиваются небольшого тайм-аута в выборгском СИЗО, где, помимо друзей поневоле, оказываются и захмелевшие гости киносмотра (локальная шутка-камео Дмитрия («Мити») Савельева, истошно кричащего про тридцатилетний опыт вылазок на фестиваль). Вряд ли эпизод несёт хоть какую-то смысловую нагрузку вне контекста премьеры — разве что лишний раз стирает грани между пьющей интеллигенцией, потерянными аутсайдерами и ошалевшими бандюганами, судьбы которых рано или поздно пересекутся в тюрьме.
Как и многим современным блокбастерам, избыточный событийный ряд только вредит «Геле», зритель которого под конец совершенно теряет нить повествования, вымученно ожидая конца всей этой одиссеи. К сожалению, фильм без последовательной истории и внятных персонажей не спасут ни гонки на гелике, ни беспричинные перестрелки, ни семейные ценности.