«Форсаж 10»: Ещё одна последняя гонка

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Форсаж 10», реж. Луи Летерье, 2023

18 мая состоялась мировая премьера уже 10-й части «Форсажа» — пока по официальному канону она предпоследняя, но Вин Дизель уже намекает на продолжения. Делимся впечатлениями от очередного эпизода главной семейной саги.

Семья во главе с Домиником Торетто (Вин Дизель), кажется, уже добилась всего, чего хотела: денег, удовлетворённых амбиций, покоя, возможности мирно проводить пикники на природе с подрастающим поколением и бутылкой неизменного пива Corona под рукой. Но когда ты разносишь город в щепки, жди, что до тебя долетят обломки.

На сей раз обломки в виде Данте (Джейсон Момоа), сына наркобарона Эрнана Рейеса (Жоакин де Алмейда), долетели аж из пятой части — из той самой истории с сейфом, что разнёс пол-Рио.Оказалось, что Данте всё это время был где-то рядом с отцом (просто скромно ускользал от внимания камер) и сам едва не погиб после того, как его автомобиль сбили сейфом в воду. Но нет, он выжил и четыре с половиной части спустя готов мстить — даже не столько за отца, сколько просто так.

Кадр из фильма «Форсаж 10», реж. Луи Летерье, 2023

В мире «Форсажа» все уже давно поняли, что Торетто слишком неубиваем сам по себе — тачки, в которых он сидит, начинают с презрением смотреть на законы физики (и другие тачки), а все взрывы вокруг наносят ему только быстрозаживающие царапины. Поэтому правильнее добираться до его близких и друзей, чтобы попытаться шантажировать главного героя. Так поступает и Данте, необъяснимым образом он повторяет стратегию хакерши Сайфер (Шарлиз Терон), в том числе против неё самой: берёт в заложники близких и родных всех, кто может сражаться против Торетто, и направляет их против него.


По ряду многочисленных сюжетных обстоятельств команда разделяется — подросший сын Доминика (Винсент Сиклер) вместе с дядей (подобревший Джон Сина) прячутся от людей Данте, Летти (Мишель Родригес) объединяется с давним врагом Сайфер, чтобы сбежать из тюрьмы, Доминик гневно разыскивает Данте, а остальная часть компании вроде Романа (Тайриз Гибсон), Теджа (Лудакрис) и Хана (Сон Кан) большую часть времени просто шутит фирменный форсажевский юмор. Всё это сопровождается фирменными погонями, взрывами и встречами с персонажами из предыдущих частей, от героев Стэйтема до Галь Гадот, а в бонусной сцене появляется даже ругавшийся с Дизелем Скала.


К десятой части саги, кажется, все понемногу подходили с ощущением того, что пора бы закругляться. Вин Дизель убедил Universal разбить финальную картину на два эпизода — слишком несолидно было бы завершать такую длинную франшизу одной. В режиссёрское кресло изначально пригласили Джастина Лина — главного ремесленника по «Форсажу» (снял аж пять частей). Но в этот раз у режиссёра возникли разногласия по поводу сценария и общего видения проекта с, вероятно, Вином Дизелем (он ещё и продюсер франшизы). На замену ветерану киномашинного дела пригласили Луи Летерье («Невероятный Халк», «Иллюзия обмана») — его, напротив, несколько раз звали снимать, но до текущего момента по разным обстоятельствам не складывалось.

Кадр из фильма «Форсаж 10», реж. Луи Летерье, 2023

Сложно сказать наверняка, повлиял ли Летерье на окончательный облик проекта или просто согласился с видением Дизеля, но внешне всё склоняется ко второму варианту. Торетто в версии 10 — почтенный патриарх, о котором с уважением говорят и друзья, и враги. Последние, например, прежде чем врезаться в его машину, обязательно перечисляют его регалии и крутость — учитывая статус Дизеля в проекте, от такого идолопоклонства к 10-й части перестаёт быть смешно и становится просто неловко.

Торетто предстаёт не только как отец своему сыну, но и как наставник для всей собравшейся за эти годы семьи — настолько, что начинает походить уже не на отца, а на дедушку, и довольно ворчливого («В ваше время никто не умеет слушать и слышать»). Для такого старца, что с ухмылкой оглядывается на прошедшие годы, сценаристы услужливо добавляют многочисленные артефакты прошлого — фото персонажей Пола Уокера и Эльзы Патаки, флешбэки из прошлых частей и встречи с новыми старыми знакомыми — в общем, всё, чтобы аура прощания начинала дымиться над тачками. Стоит ли говорить, что в такой прямолинейной франшизе, как «Форсаж», подобные жесты оказываются очевидной манипуляцией.

Кажется, что финальные части должны постараться собрать всё лучшее в серии фильмов и представить это комбо в лучшем виде. Летерье и Дизель явно попытались это сделать: количество членов семьи и всех сочувствующих разрослось до масштабов карликового государства, машины в энный раз заставляют страдать и сопротивляться всем законам физики, действие фильма скачет от Лондона до Антарктиды, от Лос-Анджелеса до Португалии. От такого концентрата когда-то, казалось бы, простой фильм про тачки становится почти эзотерическим — тем смельчакам, что хотят с нуля разобраться в хитросплетениях отношений между персонажами и локальных отсылках, можно только посочувствовать.

Другое дело, что попытки вобрать всё лучшее так и остались попытками. Говорить о диалогах или общем резюме происходящего сложнее «тачки, семья и взрывы» давно стало моветоном. Но в лучших своих эпизодах «Форсаж» мог похвастаться безрассудной изобретательностью трюков, хорошим монтажом и качественными спецэффектами. Фильм Летерье не проходит проверку ни по одному из пунктов. Придумать что-то безумнее полёта в космос (события предыдущей части) не вышло, монтаж фильма, особенно в диалоговых сценах, создаёт ощущение просмотра на увеличенной скорости, а большая часть спецэффектов выглядит как тот самый полёт — максимально хромакейно.

Даже в том, что считалось фирменным постыдным удовольствием во франшизе, — цитатах про тачки — новая часть основательно проседает. Больше никаких «на 20 процентов ангел, на 80 дьявол», в лучшем случае такое:

— Если будешь смотреть в зеркало заднего вида, кое-что упустишь.

— Что?

— Вечность этого момента.

Есть ли в новой части что-то хорошее, что заставляет ностальгировать по временам качественного безумия и экшна? Пожалуй, персонаж Джейсона Момоа. Данте использует абсурдный фундамент своего появления во франшизе как повод сделать вещи ещё более гротескными, не лишая их безумного обаяния, — сцена, где он делает педикюр трупам бывших соратников, одна из самых ярких в фильме.

Кадр из фильма «Форсаж 10», реж. Луи Летерье, 2023

В любом другом случае переигрывания Момоа, шутки в диапазоне «от Джека Воробья до Джокера» и контрастный внешний вид сочли бы перебором, но именно в «Форсаже» они скрашивают стариковское ворчание главного героя и очередные неловкие шутки про Романа-ловеласа. Кажется, что психологически и Торетто, и другие члены семьи остались где-то на рубеже тысячелетий, со словечками «йоу» и «чувак» и буквальными экранизациями Need For Speed. Герой Момоа хотя бы из конца нулевых, и это уже добавляет ему очков.

В остальном «Форсаж 10» можно назвать попыткой подытожить то, под чем не имеет смысла подводить черту. Зачем нам знать, что семья Торетто уйдёт на покой, если каждая новая часть — и так выдёргивание их из состояния покоя? Чем это приключение важнее и финальнее других? Пожалуй, разве что желанием студии заработать деньги. Картина заканчивается клиффхэнгером с заделом на вторую часть, поэтому фанатам остаётся надеяться, что самое эффектное приберегли на потом. Но пока кажется, что у этой тачки просто закончился бензин.

Читайте также
«Охота»: южнокорейский экшен про поиски шпиона
Динамичный триллер от звезды сериала «Игра в кальмара».
«Меньшее зло»: муки выбора
Новая картина Виктора Шамирова.
«Кто убил BlackBerry»: от взлёта до краха
История происхождения культового BlackBerry.
«Связанные насмерть»: холодный хоррор о сестринской любви
Ремейк культового фильма Дэвида Кроненберга.
Также рекомендуем
За минувшую неделю в медийном пространстве что только не обсудили. Разговоры шли и о поражающих (во всех смыс...
Какие-то фильмы вы точно видели, а какие-то могли и упустить.
Ярослав Головня рассказывает о тернистом пути «Снайдерверса».
В июле юбилей двух легенд — узнайте на кого вы больше похожи!
За минувшую неделю в медийном пространстве что только не обсудили. Разговоры шли и о поражающих (во всех смыс...
Какие-то фильмы вы точно видели, а какие-то могли и упустить.
Ярослав Головня рассказывает о тернистом пути «Снайдерверса».
В июле юбилей двух легенд — узнайте на кого вы больше похожи!

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
00:00