В это трудно поверить, но многострадальный «Флэш» наконец добрался до экранов. Виктор Непша посмотрел фильм и спешит вам о нём рассказать.
Барри Аллен (Эзра Миллер) — невротичный судмедэксперт, уже открывший в себе способности сверхбыстрого перемещения в пространстве. Как и многим начинающим супергероям, ему приходится вести двойную жизнь: помогать Бэтмену и Лиге справедливости, пытаться успевать на работе и вообще везде. Даже у Флэша это получается не очень — недоедание, гнев начальника, отсутствие личной жизни в комбо не дают наслаждаться статусом человека с суперспособностями.
Но самая главная забота Аллена сейчас — не работа и геройства, а семейная драма. Его отец (Рон Ливингстон) находится в тюрьме по обвинению в убийстве собственной жены (Марибель Верду), матери Барри. Главный герой не верит в виновность отца, но доказательств недостаточно. Параллельно Флэш открывает в себе способность за счёт интенсивного ускорения перемещаться во времени — и, конечно, решает ей воспользоваться, чтобы оживить мать и спасти отца.
Вмешательство в пространственно-временной континуум неизбежно влечёт за собой хаос и появления альтернативного таймлайна, в котором злодейский генерал Зод (Майкл Шеннон) из «Человека из стали» жив, вместо Супермена есть Супергёрл (Саша Калле), Аквамена вообще не существует, а Бэтмен существует, да не тот (Майкл Китон вместо Бена Аффлека). И, самое главное, Барри становится двое — он встречает свою версию из альтернативного таймлайна. Остаток фильма Аллен пытается по мере сил привести всё в порядок — во вселенной, которая пошла не по пути с самого первого фильма этой фазы DC.
История экранизации «Флэша» на большом экране, если вспомнить избитое клише, заслуживает собственной экранизации. Первые мысли о киновоплощении Аллена были ещё в 1980-е, серьёзные попытки сделать проект начались в нулевые и продолжались до настоящего момента из-за череды переносов, разногласий, смен сценаристов и актёров и прочих организационных неурядиц. Достаточно сказать, что этот вариант Флэша, с Эзрой Миллером в главной роли, впервые был анонсирован ещё в 2014 году с планами выйти в 2018-м.
К студийным разногласиям по поводу вида проекта добавились внешние факторы в виде ковида, а потом и неадекватного поведения Эзры Миллера, который за последние годы пытался задушить женщину, имел очень странные отношения с несовершеннолетней, крал бутылки с вином из частного дома и чуть ли не основал свой собственный культ. В какой-то момент боссы Warner всерьёз задумывались о сворачивании ещё одного дорогостоящего проекта (вслед за «Бэтгёрл»). Но аудитория на предпоказах реагировала на отснятый материал положительно, а Миллер принёс извинения перед боссами студии и обещал пройти лечение — и многострадальный проект всё же увидел свет.
Правда, появился он уже в другом мире — не как полновесная часть этой супергеройской вселенной DC, а фактически как её финал. Как известно, Warner Bros. договорилась с Джеймсом Ганном, и в ближайшие годы он будет заправлять делами в киновселенной DC. «Флэш», «Синий жук» и ещё одна часть «Аквамена» — последние ласточки предганновской эпохи. И именно «Флэш» отвечает за то, чтобы завершить основной сюжетный блок, что начинался во времена «Человека из стали».
Многолетние изменения с одной стороны и ощущение скорого конца этой киновселенной с другой наложили свои отпечатки на проект. «Флэш» ощущается как амбициозная смесь из большого количества идей с плохо прикрытыми шрамами. На протяжении немалой и необязательной длительности в 2,5 часа фильм выглядит по-разному: где-то это почти «Назад в будущее» (к которому, конечно, хватает отсылок) на супергеройский лад, где-то семейная драма, где-то неплохая трагикомедия об одиночестве и поиске гармонии с самим собой. Но в значительной, финальной, части это всё ещё и дуболомный супергеройский боевик DC c до смешного каменными лицами злодеев, не самыми убедительными спецэффектами, сомнительной сюжетной логикой и скомканным финалом, который хотелось бы пробежать на флэшевской скорости.
Тема с путешествиями во времени даёт DC возможность пожонглировать отсылками и потешить фанбазу, но надо признать, что делают они это весьма сдержанно. Некоторые встречи со старыми героями получились довольно обаятельными, некоторые (как с Китоном) были известны и предсказуемы, но скорее преуспели как ход за счёт хорошего актёрского перфоманса. В то же время очень сомнительный, чуть ли не плюшкинский (для долгостроя с бюджетом в 200 миллионов долларов) подход к спецэффектам превратил часть камео (Кристофер Рив, Николас Кейдж) в подобие дурной шутки.
Эзра Миллер, несмотря на прегрешения в нерабочее время, в проекте выглядит достойно: играть две главные роли в одном и том же фильме — вызов, достойный артистов от Питера Селлерса до Валерия Гаркалина, и он скорее справляется с ним. Но к финалу, когда волны накатывающей скуки оказываются особенно сильны, становится сложно избавиться от мысли, что все эти старания — Китона, Миллера, Warner Bros., фанатов Николаса Кейджа — совсем скоро канут в Лету.
Фильм грешит обилием флешбэков не самого высокого качества, и это оказывается его ключевой характеристикой — благие намерения, обаятельные попытки, которые скоро станут достоянием прошлого, средним по качеству, невыразительным ретроспективно проектом в череде других супергеройских фильмов 2020-х. И здесь не так важно, находится ли жанр в кризисе или всё это надуманно — при любом из раскладов этот неровный, местами интересный, но всё же необязательный «Флэш» скорее сотрётся из памяти зрителей. Если не со сверхзвуковой скоростью — уже успех.