Трогательная инди-драма «В ритме ча-ча-ча» покорила зрителей «Сандэнса», а теперь дошла и до аудитории стримингов. Юлия Салихова рассказывает об основных сюжетных линиях второго полнометражного проекта Купера Рэффа и делится своими впечатлениями о фильме.
Купер Рэфф привлёк внимание критиков и зрителей после того, как его дебютный фильм «Вписка» получил главную награду американского кинофестиваля SXSW в 2020 году. Благодаря успешному дебюту в новый проект «второго Ричарда Линклейтера» вписались Лесли Манн и Дакота Джонсон — последняя в качестве продюсера и исполнительницы главной женской роли. Своей второй картиной молодой постановщик продолжает историю взросления, меняя декорации колледжа на постстуденческие реалии, а портрет одинокого студента — на образ потерянного юноши. Особый шарм придаёт то, что Купер сам играет своих экранных альтер эго. И хотя официально «В ритме ча-ча-ча» не является сиквелом «Вписки», сходство в характерах главных персонажей вполне допускает негласное продолжение истории.
Фильм начинается с флешбэка из детства главного героя: на вечеринке по случаю бар-мицвы двенадцатилетнему мальчишке разбивают сердце. Десять лет спустя Эндрю (Купер Рэфф) ведёт на подобный праздник своего младшего брата, с которым делит комнату в доме родителей. На бар-мицве вчерашний выпускник колледжа встречает молодую и привлекательную женщину Домино (Дакота Джонсон), которая сопровождает свою пятнадцатилетнюю дочь с расстройством аутистического спектра Лолу (Ванесса Бергхардт). Пытаясь произвести впечатление, Эндрю берёт на себя обязанности ведущего и оживляет тухлое мероприятие, заставив детишек выйти на танцпол. На него тут же слетается рой еврейских мамаш, предлагающих должность организатора и ведущего всех последующих праздников. Недолго думая, Эндрю соглашается — всё лучше, чем безвылазно торчать на паршивой работе в закусочной. Новоиспечённый король вечеринок постепенно сближается с Домино, а главная интрига фильма — перерастёт ли их общение в нечто большее.
На деле любовная линия остаётся тоскливо умирать где-то на заднем плане — Эндрю увлечён воспитанием своего младшего брата Дэвида и спасением от хулиганов девочки Лолы куда больше, чем завязыванием романтических отношений с её мамой. Домино, кажется, тоже не спешит заводить интрижку с молоденьким парнем, а после и вовсе выясняется, что у тридцатилетней мамочки имеется состоятельный жених. В итоге дальше пары неловких поцелуев этот поезд никуда не движется, а весь концепт романтической комедии рассыпается на глазах.
Особый акцент сделан на тёплых взаимоотношениях Эндрю и его мамы, которая, как выясняется по ходу сюжета, страдает от биполярного расстройства. При этом о наличии проблем у киногероини Лесли Манн зритель ни за что бы не догадался, так как отыгрывать перепады настроения актрисе не пришлось — хватило лишь мимолётного упоминания факта заболевания. Однако именно этот кусочек пазла объясняет, откуда в Эндрю столько понимания, доброты и желания помогать людям, — он видел, что происходит с его семьёй, а значит, научился сопереживать и быть внимательным.
Здесь на первый план выходит тема инклюзивности — между прочим, очень личная для самого Купера. Персонаж Домино появился из разговоров постановщика со своей мамой, а образ Лолы он посвятил своей сестре с инвалидностью Андреа. После премьеры на кинофестивале независимую ленту «В ритме ча-ча-ча» выкупила стриминговая платформа Apple TV+ за рекордные 15 миллионов долларов. У сервиса наметилась определённая тенденция к проектам на инклюзивную тематику — годом ранее компания приобрела права на драму о глухой семье рыбаков «CODA: Ребёнок глухих родителей», которая неожиданно для многих взяла «Оскар» в главной номинации.
Ждать от совместного детища Рэффа и Джонсон оскароносного успеха, впрочем, не стоит. Это типичное для «Сандэнса» лёгкое и ненавязчивое кино — довольно ровное, местами даже плоское. Конечно, здесь есть очаровательные персонажи, но что-то всё равно не складывается. Обаяшку Купера к финалу сложно воспринимать всерьёз, а персонаж Дакоты перестаёт вызывать хоть какие-то эмоции. История девочки Лолы не выглядит как большая трагедия — изгои среди подростков всегда были и будут. Кажется, единственный, кто мог бы добавить в фильм немного динамики, — Лесли Манн в образе мамы Эндрю, вот только экранного времени актрисе выделили до обидного мало.
Для комедии здесь не хватает юмора, а для драмы — эмоций и контрастов. На классический ромком «В ритме ча-ча-ча» тоже не тянет — многообещающий роман оказывается обманкой и заканчивается, так и не начавшись. Идею с инклюзивностью и проблемами матерей-одиночек Купер тоже не дожал. Единственное, что удалось отлично, — портреты двух поколений. Молодой режиссёр показал, что между зумерами и миллениалами много общего, — как минимум большой знак вопроса, когда дело касается будущего.