Представленная на Берлинском кинофестивале подростковая драма «Страна Саша» выходит в прокат. О том, как дебютный полнометражный фильм Юлии Трофимовой говорит о мировосприятии зумеров, рассказывает кинокритик Тимур Алиев.
17-летний Саша (Марк Эйдельштейн) проводит много времени в своей комнате. За окном лето: школа позади, только что прошёл выпускной. В комнате разброд и шатание — от раскиданных вещей и запутанных наушников до рассыхающихся коробок и пыльного винилового проигрывателя. Здесь всё говорит о состоянии неопределённости в душе молодого человека. Он едва делает первые шаги во взрослой жизни, однако мама (Евгения Громова) по-прежнему относится к нему как к ребёнку (впрочем, быть может, это перманентное ощущение всех мам на планете — точно этот феномен до сих пор пока не изучен).
Мальчик растёт в неполной семье. Отца он никогда не видел, тот ушёл, когда Саша был ещё маленьким. Комплексы молодого человека произрастают в том числе из этого — именно отца он винит в том, что отношения с девушками у него толком не складываются. Саша стесняется к ним подходить, знакомиться, да и в принципе общаться. Его другом (возможно, единственным) является парень из другой возрастной группы; Макс (Дмитрий Ендальцев) — бунтарь-холостяк из поколения 30-летних, которому от жизни по-прежнему нужно немного. Вероятно, подобное обоюдное мироощущение и свело этих двоих: Саша и Макс пропадают во дворе, играют в приставку, вместе рисуют граффити. Для Саши парень — замена отца, хотя проговорить это словами молодой человек не способен, мысль пока не добралась до сознания.
«Страна Саша» — полнометражный дебют Юлии Трофимовой, которая после нескольких короткометражных экспериментов, созданных во время учёбы в Нью-Йоркской академии киноискусства и в Московской школе кино, начала делать первые шаги в индустрии.
Её сериал «Инсталайф» был посвящён жизни женщин в большом городе, а полный метр, напротив, — миру подростков в провинции. Гештальты, которые тяготят в юности, порой остаются с нами на долгие взрослые годы. Трофимова в фильме решила наглядно показать, как можно быстро и (без)болезненно их закрыть.
В реальности мы часто не знаем, тем ли делом занимаемся, задавая себе этот вопрос в 30 или 50. Герой Эйдельштейна (актёр стал известен благодаря криминально-подростковому сериалу «Смычок») спрашивает своё отражение в ментальном зеркале в 17 лет. «Береги будущее смолоду», — такое ненавязчивое наставление оставляет зрителям режиссёр. Так, одним из центральных двигателей сюжета становятся поиск Отца, и, как нетрудно догадаться, встреча с ним, после которой никаких вопросов у парня не остаётся. «Ничего не спрашивай, и я не буду», — бросает Саша матери, вернувшись домой под аккомпанемент скандала.
С одной стороны, отсутствие диалога с родным (читай: единственным) человеком оставляет за собой шлейф из самых разных проблем — от банальной непонятости до перманентного чувства полнейшей оставленности, одиночества. С другой стороны, — и Трофимова это чётко разделяет — Саше просто хочется воздуха. В мире Александра Ханта персонажи проговаривали это прямолинейно: «Оставьте нас в покое», — но молодой человек в «Стране Саше» чуть более изобретателен. Плюс у него есть пространство в кадре — для тишины, для крика, для маневра.
Романтические отношения героя со случайной спутницей Женей (обаятельная Мария Мацель прибыла в безымянный приморской город из криминально-жаркого «ЮЗЗЗа») — отдельная песня для вариаций и трактовок.
Мир другого человека полностью переворачивает мысли Саши, в логический процесс принятия решений вторгаются молодость и гормоны. Две противоположности находят родственные струны друг друга, начиная общение со лжи, — молодым людям кажется, что круче казаться, чем быть настоящими. Удивительно точный паттерн коммуникации современного поколения, перекочевавший из реальности в художественный мир Юлии Трофимовой.
Первая влюбленность — она навсегда? Как быть, если твой отец оказался тем ещё козлом? А если твой друг начинает встречаться с твоей мамой, это нормально? Эти, казалось бы, несерьёзные вопросы прямо или косвенно всплывают в жизни Саши. На некоторые из них приходится отвечать сразу, на другие — чуть подождав. Это взрослая жизнь, в которую главный герой врывается без предупреждения. Опасная и увлекательная одновременно. «Страна Саша» — тот редкий фильм, который наверняка приятно заденет и подростков, и детей. В конце концов, все мы были детками, но далеко не все по-настоящему повзрослели, как Саша.