Депрессивная драма Джастина Курзеля «Нитрам» — предыстория самого массового убийства в Австралии. Картина участвовала в прошлогоднем Каннском конкурсе, а исполнитель главной роли Калеб Лэндри Джонс стал обладателем приза за лучшую мужскую роль. Максим Ершов осторожно рассуждает о том, кому и почему может понравиться фильм, рисующий детальный портрет убийцы.
Мартин Брайант (Калеб Лэндри Джонс) впервые попал в австралийские новости в пятилетнем возрасте. Мальчик играл с фейерверками, получил ожоги и оказался в больнице. На вопрос репортёра, будет ли он и дальше устраивать опасные забавы с огнём, Мартин ответил утвердительно. Ещё в школе к нему прицепилось обидное прозвище Нитрам. С одной стороны, «Мартин» наоборот, а с другой, в сленговом английском словечко означает вечно раздражающего всех вокруг ребёнка, с которым никто не хочет иметь дела. Нитрам вырастает в длинноволосого рохлю. Улыбка на его лице появляется, только когда он зажигает фейерверки во дворе, раздражая соседей, или во время игр с огнём рядом со школьным двором. Отец (Энтони ЛаПалья) считает, что сможет отвлечь сына от сомнительных развлечений, если купит гостевой домик на берегу океана и будет принимать туристов. Мартину идея тоже нравится.
Мать же (Джуди Дэвис) давно перестала верить в сына и смотрит на него разве что не с отвращением.
Она советует Мартину найти среди соседей тех, кому можно за деньги стричь газон. Так молодой человек знакомится с оперной певицей на пенсии Хелен (Эсси Дэвис). Мартин переезжает к женщине средних лет и выглядит счастливым, но старые привычки не забрасывает. На смену фейерверкам пришла стрельба из винтовки на заднем дворе.
28 апреля 1996 года 28-летний уроженец Ньютауна Мартин Брайант убил в Порт-Артуре 35 человек и ранил 22. Стрелок получил 35 пожизненных заключений (по одному за каждого погибшего) и несколько сотен лет без права обжалования приговора. Стрельба в Порт-Артуре стала самым массовым убийством в истории Австралии и одним из самых массовых убийств в мире. Брайант и сегодня сидит за решёткой, в тюрьме ему диагностировали синдром Аспергера. Преступник находится под индивидуальным надзором. IQ убийцы составляет 66. Людей с таким показателем относят к умственно отсталым. 7 мая 2022 года Мартину исполнилось 55 лет.
Австралийский режиссёр Джастин Курзель дебютировал в 2010 году с натуралистичным байопиком «Снежный город» о маньяке-каннибале Джоне Бантинге и его банде. С кровавой экранизацией «Макбета» австралиец участвовал в конкурсе Канн. Неудачный блокбастер «Кредо убийцы» заставил Курзеля оставить Голливуд и вернуться на родину, где ему больше всего нравится вспоминать земляков-злодеев.
До «Нитрама» режиссёр успел снять историческую криминальную драму «Подлинная история банды Келли». Настала очередь Мартина Брайанта и страшного шутинга в Порт-Артуре. Премьера картины прошла в Каннах, а исполнитель главной роли Калеб Лэндри Джонс завоевал приз за лучшую мужскую роль. Сценарий написал постоянный соавтор австралийского режиссёра Шон Грант.
Курзель не гоняется за сенсацией и не пытается шокировать зрителей. Самые страшные моменты остаются за кадром, слышны только выстрелы. Авторы стараются проследить путь Брайанта до массового убийства. Однозначно виновных найти не удаётся, но и невинных на экране нет. Всё сложнее. Мама с папой пичкают сына таблетками и не уделяют должного внимания, психолог не вглядывается в пациента и не решает его глубинных тревог и чаяний, детвора потешается над Мартином, в оружейном магазине продавцов не смущает странное поведение покупателя — главное, что с деньгами у него проблем нет, Хелен не переживает из-за того, что приятель упорно хватает руль машины и провоцирует возможные аварии. Ухудшают и без того мрачное положение одинокого молодого человека депрессия отца из-за неудавшегося бизнес-плана, смерть подруги и пустые блуждания по тоскливой округе.
Длинноволосый Калеб Лэндри Джонс изначально выглядит как местный сумасшедший. Добавьте грязную одежду и страшную ухмылку на лице. Кроме того, Мартин не может справиться с приступами гнева, разговаривает сам с собой и безуспешно пытается наладить контакт с ровесниками.
Парня не принимает даже океан — ему не удаётся встать на доску для сёрфинга, а крутой спортсмен Джейми (Шон Кинэн) обзывается и открыто смеётся над незадачливым увальнем. Брайант живёт в гнетущей атмосфере, и Курзель с каждой минутой неторопливо накаляет обстановку, приближая неминуемую трагическую развязку. Даже если ничего не читать о фильме до просмотра, с первых же минут складывается стойкое ощущение, что ничем хорошим история нелюбимого замкнутого парня со странностями закончиться не может. В монотонности и предопределённости финала как сильная, так и слабая сторона картины. Австралийский режиссёр выстраивает повествование, близкое к документальному, стараясь заставить зрителей посмотреть на мир вокруг глазами Мартина. Курзель взывает к сочувствию по отношению к центральному персонажу, несмотря на то что мы знаем, что это история хладнокровного убийцы. Это несколько неоднозначный ход.
«Нитрам» вообще состоит словно бы из двух параллельных сюжетов, складывающихся в одну беду. Первый — личная драма несчастного и оставленного всеми человека, второй — общественный: огнестрельное оружие, проблема ношения, владения и хранения. На момент шутинга в Порт-Артуре зарегистрировать пистолет или винтовку в Австралии можно было задним числом. После трагедии поправку в закон приняли за 12 дней, а правительство выкупило и уничтожило более 640 тысяч единиц вооружения. При этом, если верить создателям картины, в полной мере новые правила не выполняются ни в одном австралийском штате и сегодня на руках у простых граждан оружия даже больше, чем было в 1996-м.