Сусанна Альперина («Российская газета») рассказывает о фильме «Эскортницы», который можно застать в российских кинотеатрах. Про телесность, про неудобные темы и судьбу эротических триллеров.
Слово «эротический» в последнее время всё чаще применяется в определении кино и сериалов — от уже отсмотренных и проговорённых на всех уровнях «Содержанок» до наступающего «Волка». Причём слово это порой употребляют по отношению к проектам, в которых эротика — лишь форма, подчёркивающая суть. Вот и польский фильм «Эскортницы» (Girls to Buy / Dziewczyny z Dubaju), который вышел в российский прокат 26 мая, таков.
Впрочем, сама тема фильма действительно пикантна — лента, события которой вымышлены, основана на книге Петра Крысяка «Девушки из Дубая», она же, в свою очередь, опирается на реальную историю — так называемый Дубайский скандал, в котором были замешаны многие знаменитости. Речь о периоде начала двухтысячных, когда польские девушки ездили за границу, не только практикуя сексуальный туризм, но и часто попадая в самое настоящее рабство. Лента — весьма актуальное и смелое высказывание о том, о чём предпочитают стыдливо умалчивать.
Главная героиня фильма Эми — молодая девушка из провинции, живущая с матерью, которая работает сразу на двух работах, дабы обеспечить себя и дочь. Одна из них — продавщица в газетном киоске, где так много глянцевых изданий, рассказывающих о красивой жизни. Да вот беда — не всегда удаётся насобирать денег даже на кофе, не говоря уже о журнале.
Разумеется, Эми, как и героини бессчётного числа фильмов и книг (про реальную жизнь — просто умолчим), хочет сбежать от затхлой провинции в столичный красивый мир, что она и делает, выиграв деньги на билет в покер у местных парней. Соблазны не заставляют себя ждать — в жизни Эми появляются «девушка с обложки», королева красоты Марианна и её мама — Дорота.
Умело разведя провинциалку на секс с богатым клиентом, мама и дочь не подозревают, насколько она окажется одновременно и глупенькой, и шустрой. Дурочка Эми ровно настолько, чтобы позволить клиенту снимать весь процесс на камеру. Шустрая, потому что довольно быстро претендует на роль полноправного партнёра в сутенёрском бизнесе, который направлен на то, чтобы поставлять «живой товар» за границу. В Эми просыпаются невиданные азарт и рвение, плюс она влюбляется в партнёра Сэма (итальянский актёр, модель и продюсер Джулио Беррути), который обслуживает арабских шейхов (большинство из них также играют итальянцы), поставляя им всё самое необходимое, в том числе и девушек для вечеринок.
Конечно, фильм красив. Он снят женщиной-режиссёром Марией Садовской, предыдущая работа которой — «Искусство любви. История Михалины Вислоцкой». Мария явно умеет подобрать интерьеры, места и наряды (художник — Войцех Зогал, костюмы — Катажина Левинска, часть нарядов — из личного гардероба продюсера Дороты Рабчевской). Яхты и дорогие отели, Канны и Куршевель. Многие девушки мечтают там оказаться. Но вот в каком качестве? А перед Эми стоит задача — каждый раз поставлять на закрытые вечеринки, о которых не принято говорить наутро, новых красавиц — моделей, певиц, актрис.
Режиссёр подчёркивает, что ни в коем случае сама не восхищается обманчиво красивым миром, и вообще, те, кто пришёл смотреть кино, не для развлечения тут собрались.
Уже в середине фильма, а уж тем более к финалу возникает ощущение, что картину сняла строгая учительница исключительно в назидательных целях, дабы молодые красотки не выбирали для себя сомнительный заработок и ненужные приключения.
Однако интереснее поговорить в сравнении с «Эскортницами» о другой картине — также достаточно откровенной, с возрастным рейтингом 18+. Это фильм «Удовольствие» (Pleasure) — хит «Сандэнса» 2021 года, на который в виртуальных залах (фестиваль проходил онлайн) мгновенно собиралась длиннющая очередь, и посмотреть в итоге было невозможно, даже делали дополнительные показы. До российского проката фильм добрался в феврале 2022 года — то есть через год после премьеры. «Удовольствие» — о другом явлении на заданную тему. Девушка из скандинавской страны отправляется в киномир Лос-Анджелеса, где снимается в высококачественных порно.
Парадоксально, но картину также сняла женщина-режиссёр — Нинья Тюберг. И, несмотря на обилие сексуальных сцен, — по этой ленте можно изучать «Камасутру» — несёт в себе без всякой назидательности сильнейшее послание, причём исключительно построенное на нюансах. Так, например, достаточно видеть лицо и глаза главной героини в момент, когда она пересекает американскую границу и отвечает на вопрос пограничника на контроле, какова цель её визита: «Удовольствие», — и в последний кадрах, когда становится ясно, что эта молодая девушка прошла такую школу жизни, что очаровать её чем-то уже довольно сложно.
Что касается «Эскортниц», тут налицо факт, что все, кто делал фильм, очень старались, вложив в свою работу всю душу. Более того, стремились презентовать взгляд на проблему и с женской, и с мужской стороны: один из сценаристов — мужчина Митя Окорн («Планета синглов»). По фильму хоть сейчас снимай сериал — столько там историй разных героинь.
Взять хотя бы линию доброй и хорошей девушки Камиллы, у неё был любимый — журналист, за которого она собиралась замуж, но в какой-то момент её умело увели с этого пути. А у большинства девушек такого возраста романтика и здравый смысл в голове одновременно не уживаются. Тем более если обещаны ещё и большие деньги. За одну ночь можно заработать столько, сколько не накопишь за всю жизнь. В этом плане показательны несколько сцен в «Эскортницах», когда арабы швыряются (во всех смыслах, один раз даже с балкона разбрасывают вниз на девичью толпу) долларами и евро, наблюдая свою власть над невероятными красавицами. История Камиллы заканчивается трагически — слишком поздно у неё открываются глаза на изнанку всей этой «красоты».
Зрители, воспитанные на фильмах советского времени, найдут в «Эскортницах» одну из любимых польских актрис Катажину Фигуру. Тут она играет сутенёршу Дороту — мать Марианны. Играет выверенно и точно — прожжённая, циничная, обозлённая на весь мир, готовая на всё, что угодно, в том числе и подложить красавицу-дочь под первого встречного, лишь бы он подходил под определение «мешок с деньгами». Работа Катажины Фигуры — одна из самых сильных сторон картины. От старшего поколения не отстаёт тройка актрис — исполнительниц главных ролей: Эми, Марианны и Камиллы. Это Полина Галазка, Катажина Савчук и Ольга Калицка. Их игра позволяет отвлечься от нескольких розово-романтичных сцен, которые грозят «Эскортницам» съехать в разряд дешёвых мелодрам, но, к счастью, этого не происходит.
...В ближайшее время мир может заговорить о феномене польского кино — предпосылки для этого есть.
Во-первых, судя, например, по фестивалю «Висла», который проходил ежегодно в Москве, Варшаве и других городах, можно давно уже было обратить внимание на то, что кинематограф в этой стране не стоит на месте. Просто широкий зрительский круг не знает его так хорошо, как кинопроцесс в других странах. Это даже если не сравнивать с Голливудом. Во-вторых, сейчас в кинематограф Польши вкладываются большие инвестиции — достаточно сказать, что «Нетфликс» открыл там крупнейший в Восточной Европе хаб и озвучил сумму, которую собирается потратить на польское кино, — более 150 млн долларов. При этом создать 2600 рабочих мест. Недавно стримингом были проанонсированы девять будущих польских фильмов и столько же сериалов. Но, как говорится, не «Нетфликсом» единым... В Польше есть ещё и студии, и специалисты. И если там будут делать такие же пикантно-значимые картины, как «Эскортницы», то вполне возможно, что мир заново откроет для себя польское кино.