«Фантастическая четвёрка: Первые шаги» — супермама в эстетике ретрофутуризма

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Фантастическая четвёрка: Первые шаги», кадр: Marvel Studios

В мировой прокат вышел очередной запуск «Фантастической четвёрки: Первые шаги» от режиссёра Мэтта Шекмана («Ванда/Вижн») и продюсера Кевина Файги с абсолютно взрывным актёрским составом. Ася Заболоцкая рассказывает, удалось ли Marvel прервать череду неудачных адаптаций истории о Мистере Фантастике, Женщине-невидимке, Существе и Человеке-факеле.

Рид Ричардс (Педро Паскаль), Бен Гримм (Эбон Мосс-Бакрак), Сью Сторм (Ванесса Кирби) и её брат Джонни (Джозеф Куинн) сталкиваются с угрозой космического масштаба: им предстоит спасти Землю от всепоглощающего божества Галактуса (Ральф Айнесон) и его загадочного вестника Серебряного Сёрфера (Джулия Гарнер). Однако надвигающаяся катастрофа затрагивает не только мир, но и супергероев напрямую: Галактусу нужен нерождённый ребёнок Рида и Сью — борьба за человечество приобретает сугубо личный характер.

Фантастическая четвёрка — один из самых проблемных супергеройских коллективов, совершенно не способный прижиться на экране. Даже слабым фильмам о Халке не тягаться с числом провальных попыток перенести комиксы о космических путешественниках на экран. Тридцатилетняя история адаптаций началась в 1994 году с Роджера Кормана, чей фильм так и не был официально выпущен, но каким-то образом покорил фанатов стремлением режиссёра передать искреннюю энергетику комиксной вселенной Marvel.

«Фантастическая четвёрка: Первые шаги», концепт-арт: Mushk Rizvi/Marvel Studios

В нулевые, посмотрев на сборы и популярность «Человека-паука» Сэма Рэйми и «Людей Икс» Брайана Сингера, студия Fox решила обратиться к «четвёрке» в надежде поймать свою волну успеха в буме супергеройского кино. Так и появилась дилогия «Фантастическая четвёрка» и «Вторжение Серебряного сёрфера» Тима Стори, ставшая негласным эталоном изображения семьи Ричардс, Джонни Сторма и Бена Гримма. Сильный визуал, первое знакомство с главными злодеями, в том числе и с Доктором Думом, лёгкая комедийная подоплёка в духе 2000-х и гармоничная химия между актёрами — всё это сыграло в плюс к наследию супергеройской ленты, но, к сожалению, не отразилось на бокс-офисе. Из-за невпечатляющих сборов продюсеры закрыли проект.

Несмотря на очевидные провалы, Fox долго держала персонажей Marvel при себе и, понадеявшись на режиссёра Джоша Транка и продюсера Мэттью Вона, в 2015 году нацелилась на перезапуск «Фантастической четвёрки». На этот раз история героев стала более философской, мрачной и сложной, но неконкурентоспособной — те же «Мстители» задавали совершенно другой тон, смешивая серьёзность с экшеном и комедией.

В принципе, судьба ремейка десятилетней давности сразу была предрешённой. Джош Транк не выносил стиль Кевина Файги и ход его мыслей по развитию киновселенной Marvel. Режиссёр хотел создать что-то наподобие «Начала» Кристофера Нолана и позаимствовать несколько приёмов из фильмов Дэвида Кроненберга. Из-за обилия идей бедная «Фантастическая четвёрка» оказалось втянута в бесконечный круговорот правок ещё на стадии подготовки сценария. Без сильного текста и стройного режиссёрского видения лента стала полным провалом и лауреатом премии «Золотая малина», похоронившим надежды фанатов увидеть Рида, Сью, Джонни и Бена увлекательными и сильными персонажами.

«Фантастическая четвёрка: Первые шаги», кадр: Marvel Studios

Наконец, когда кинематографическая вселенная Marvel приблизилась к запуску шестой фазы, Кевин Файги решил подарить «Фантастической четвёрке» новый старт. С безграничными возможностями мультивселенной у истории супергеройской команды были все шансы для интересного развития. С аккуратным названием «Первые шаги» новая экранизация Мэтта Шекмана обещала баланс стиля, авторского голоса, приключенческого экшена и сплочённого актёрского состава. Но даже ресурсы и исходные данные не спасли «четвёрку» от повисшего над ней проклятия.

Вероятно, проблема — в киновселенной Marvel, перегруженной сюжетными линиями, пасхалками и метафорами. Франшиза превратилась в своего рода математику, где без просмотра одного медиапроекта и ознакомления с фанатскими теориями невозможно понять другой и распознать все тонкости запутанного мультиверса. Даже знание комиксов не поможет разобраться во всех повествовательных тонкостях, причинах и следствиях. По всем законам метажанра КВМ трансформирует уже известные каноны в новые. Остаётся либо держать руку на пульсе, либо игнорировать супергероику — второй вариант, судя по сборам, очевидно, зрителю предпочтительнее.

«Первые шаги» вряд ли вернут поклонников франшизы в кинотеатры и едва ли заставят новых зрителей заинтересоваться историей героев и большим нарративом новой фазы. Перезапуск в первую очередь проваливается драматургически. Вместо равноценного раскрытия персонажей Мэтт Шекман фокусируется на одной Женщине-невидимке, этаком связующем звене «четвёрки», и её материнской участи. Для режиссёра, превратившего «Ванду/Вижн» в драмеди о трагическом материнстве, ход не новый. Впрочем, именно благодаря этому решению Сью Ричардс наконец предстаёт отдельной личностью, а не просто женщиной в компании трёх мужчин.

Женщина-невидимка (Ванесса Кирби) в фильме «Фантастическая четвёрка: Первые шаги», кадр: Marvel Studios
Существо (Эбон Мосс-Бакрак) в фильме «Фантастическая четвёрка: Первые шаги», кадр: Marvel Studios
Мистер Фантастик (Педро Паскаль) в фильме «Фантастическая четвёрка: Первые шаги», кадр: Marvel Studios
Человек-факел (Джозеф Куинн) в фильме «Фантастическая четвёрка: Первые шаги», кадр: Marvel Studios

Окружённый ретрофутуризмом и дидактическими фразочками — «с большой силой приходит большая ответственность» — фильм от супергеройского жанра переходит в семейную драму. Сценарий не даёт никаких отправных и поворотных точек. Отследить завязку, кульминацию и развязку почти невозможно. История ведётся как бесконечная стенограмма в ожидании никак не наступающего «панчлайна». Способности Рида, Джонни и Бена толком не демонстрируются, а самым опасным и динамичным моментом становятся роды в космосе и соло-поединок Сью и Галактуса. Пока Женщина-невидимка держит всё на своих плечах, как настоящая мать-героиня, остальные исполняют роли статистов. Рид Ричардс с восемью высшими образованиями пусть постоит в сторонке — они ему всё равно не помогут.

Парадоксально, но именно упрощённый подход к сценарию, мелодраматизм истории о суперсильной матери-инопланетянке, спасающей не Землю, а своего ребёнка от ужасной судьбы, открывает двери в родную вселенную тем зрителям, которые давно потерялись во времени, альтернативных реальностях и мифологизированном каноне Marvel.

«Фантастическая четвёрка: Первые шаги», кадр: Marvel Studios

На самом деле «Первые шаги» не про Рида, Сью, Джонни и Бена, а про Франклина Ричардса и его первые шаги в мире, где он — один из самых могущественных мутантов, способных возвращать людей к жизни (спасибо, папа, мама и космические лучи). По сути, участники Фантастической четвёрки — лишь побочные персонажи, готовящие вселенную к появлению настоящего героя, а фильм — завязка для «Мстителей: Судный день». Неслучайно в первой послетитровой сцене нам представляют разговор Доктора Дума (Роберт Дауни — младший) и Франклина.

Новый ремейк «четвёрки» поражает разве что визуальной составляющей. Ретрофутуризм 1960-х, общие планы альтернативной Земли-828 оттеняют никудышный сценарий. Можно вообще не думать о сюжете и персонажах, когда на экране два часа переливаются кадры псевдоамериканского глянцевого мира. При просмотре очень хочется переместиться в это измерение, оказаться среди красных округлых шкафчиков и чудо-холодильников, в ламповом мире диковинных научных открытий, где есть летающие машины, но нет плоских телевизоров. За этой красотой кроется один неприятный нюанс: стиль здесь побеждает содержание, а хотелось бы гармонии.