«Вечность»: смерть браку не помеха

Поделиться
VKTelegramWhatsAppОдноклассники

«Вечность», кадр: A24

18 декабря в российском прокате стартует фэнтезийная романтическая комедия «Вечность» с Элизабет Олсен, Майлзом Теллером и Каллумом Тёрнером в главных ролях. Премьера фильма состоялась на минувшем фестивале в Торонто. Кирилл Артамонов рассказывает, почему «Вечность» может стать приятным сюрпризом для поклонников классических ромкомов, но разочаровать всех, кто ждал ревизионистского взгляда на жанр.

Джоан (Бетти Бакли) и Ларри (Барри Праймус) — очаровательная супружеская пара, недавно отметившая 65-ю годовщину свадьбы. Вечно ворчливый дедушка и добродушная бабушка неустанно поддерживают друг друга, обещая быть рядом даже в самые сложные времена. Сдержать данное обещание им практически удалось: супруги скончались с разницей в несколько дней. Сначала, подавившись крендельком, на тот свет ушёл Ларри, а спустя неделю за ним последовала и Джоан. После смерти, изрядно преобразившись (молодые версии героев играют Элизабет Олсен и Майлз Теллер), они оказались в странном распределительном пункте, где души умерших должны выбрать, как и с кем им предстоит провести оставшуюся вечность. Из вариантов: мир музеев, бесконечное лето на пляже, домик в горах и даже измерение без мужчин — в последнем, к слову, уже давно нет свободных мест.

«Вечность», трейлер: «Вольга»

Читайте также: Рецензия на фэнтези-хоррор «Поймать монстра» с Мадсом Миккельсеном

Ларри планирует отправиться в бесконечное путешествие вместе с супругой. Однако выясняется, что на станции вот уже 67 лет Джоан ждёт Люк (Каллум Тёрнер) — первый муж, погибший на полях Корейской войны. Неожиданно женщина оказывается перед сложным выбором: с кем же провести оставшуюся вечность? С Ларри, с которым она прожила 65 лет в счастливом браке, или же с первой любовью?

Второй раз за год под патронажем студии А24 выходит романтическая комедия, которая пытается дать новый виток жизни старомодным сюжетам о любовных треугольниках. «Материалистка» Селин Сон заставила зрителей спорить о правильности выбора героини Дакоты Джонсон. Последовать примеру коллеги решил и Дэвид Фрейн. Но «Вечность» оказалась фильмом куда более прямолинейным и бесхитростным — его главная магия кроется лишь в блестящем актёрском трио. Фрейн дебютировал в кино восемь лет назад с зомби-хоррором «Третья волна», а три года спустя отметился симпатичной подростковой мелодрамой «Свидание с Эмбер». «Вечность» стала третьим фильмом режиссёра, поэтому ждать ревизионистского взгляда от постановщика не стоит. Вместо реконструкции клише он обращается к конвенциональным тропам, меняя место действия для выяснения отношений с шикарных квартир и шумных вечеринок на загробный мир.

«Вечность», кадр: A24

Читайте также: Рецензия на детектив «Достать ножи: Воскрешение покойника»

Сюжет отчётливо рифмуется с «После жизни» Хирокадзу Корээды. В фильме японского классика умершие тоже оказывались в загробном распределительном пункте, где им предлагалось выбрать одно самое важное для них воспоминание и остаться в нём навсегда. Была в «После жизни» и схожая история женщины, полюбившей солдата, но так и не дождавшейся его с войны. Главной особенностью картины Корээды стал радикальный режиссёрский жест — желание соединить реалистическое и условное кино. Герои ленты, используя подручный реквизит, экранизировали собственные воспоминания, что лишь подчёркивало различие между иллюзией и утраченной реальностью. Реконструкции прошлых событий напоминали DIY-киноленты, снятые за короткий временной срок.

Кажется, что Фрейн заимствует из фильма Корээды и сюжет о фильмах-воспоминаниях. Находясь в распределительном пункте, Джоан, Ларри и Люк периодически заглядывают в архив — местную версию кинотеатра, — где могут (пере)смотреть собственные воспоминания, разыгранные на фоне условных задников и декораций. Однако «После жизни» во многом опередил время. Корээда не только размышлял о произведениях искусства в эпоху медиа (на манер Беньямина), но и делал важнейший выход за пределы кино — с плёнки сразу в вечность. А вот Фрейну до радикальных экспериментов старшего коллеги далеко. Загробный мир так и остаётся фоном для незамысловатой истории о любовном треугольнике.

«Вечность», кадр: A24

После непродолжительной экспозиции, в которой зрителям демонстрировали любящих друг друга старичков, персонаж Каллума Тёрнера невольно воспринимается антагонистом истории. Создателям не удалось нащупать необходимый баланс в конфигурации основной троицы. Сколь бы ни были благородны мотивы подтянутого солдата с грустными глазами и идеальной улыбкой, создать эмоциональную связь с Люком крайне непросто. Самолюбие юноши не знает пределов. Ему плевать на то, чего хочет Джоан. За 67 лет ожиданий он нафантазировал идеальную жизнь с любимой, но при встрече забыл спросить о её желаниях. Эгоизм, как известно, хворь заразная, поэтому в борьбе за сердце женщины о её нуждах забывает и Ларри. Сцены перебранок мужчин растягиваются едва ли не на треть хронометража, успевая утомить не только Джоан, но и зрителей. Даже после смерти женщина постоянно находится под оглушающим мужским давлением. Но желание не выбирать никого и сосредоточиться на себе так и останется нереализованным.

Фильм с трудом выдерживает современную оптику и буквально рушится на глазах при постановке пары неудобных вопросов. Однако при всех шероховатостях и неровностях «Вечность» остаётся симпатичным ромкомом; необязательной сентиментальной пилюлей, которая подсластит суетливые декабрьские будни. Все затянутые сцены соперничества с лихвой нивелируются старой как мир истиной о том, что любовь не исчерпывается страстью, прогулками под ручку и разговорами о будущем. Любовь — это ссоры в машине, совместный рост, обиды и прощения, поддержка и простое «я рядом» в самые сложные времена. Иногда, чтобы это понять, хватает пары минут, а порой требуется несколько десятилетий и вечность сверху.