
В онлайн-кинотеатре «Кинопоиск» состоялась премьера масштабного проекта «Этерна», с которым российские стриминги надеются наконец долгосрочно выйти на территорию качественных и захватывающих фэнтези-сериалов. Режиссёром выступает Сергей Трофимов («Нулевой пациент»), а в актёрском составе нашлось место как амбициозным новичкам, так и уже известным артистам вроде братьев Добронравовых, Евгения Стычкина и Валентины Ляпиной. Делимся впечатлениями по первым двум сериям и, подобно героям «Этерны», пророчески пытаемся предречь судьбу проекта целиком.
Дружеский совет: перед тем как включить первую серию «Этерны», отложите напитки и закуски в сторону, а лучше возьмите листок и ручку, ибо вам буквально с первых секунд предстоит довольно основательно погрузиться в мифологию этого мира. Первым делом зритель узнаёт о существовании пророчества, согласно которому конец света не за горами (в сериале это событие кличут Великим Изломом). Страшные образы всеобщего разрушения приходят во снах юному Ричарду Окделлу (чуть подросшую версию которого играет начинающий актёр Иван Трушин). Ричард ― сын герцога Эгмонта (Виктор Добронравов) из старинного рода Окделлов, которые испокон веков служат династии правителей по фамилии Ракан.
Проблема в том, что Раканов, правителей по праву, много лет назад изгнали из столицы, где сейчас на троне восседает узурпатор Фердинанд II Оллар (чем-то похожий на Роберта Паттинсона из «Короля Англии» Михаил Тройник). Тем временем самый последний из Раканов ― молодой блондин Альдо (Антон Рогачёв) ― сейчас находится в изгнании в портовом городе-государстве Агарис, очень сильно напоминающем Самарканд. В предании сказано, что только истинный наследник древнего рода сможет спасти мир от конца света. Кажется, речь идёт как раз об Альдо, однако он ни о каком Изломе никогда не слышал, зато о нём знает священник отец Герман (Иван Добронравов), пытающийся разобраться во всём и найти выход, а также лидер религиозной гоганской общины Енниоль (Евгений Стычкин), чьи намерения довольно туманны.




Поначалу смотреть «Этерну» трудновато: первая серия откровенно перегружена вводной информацией, трудно запоминающимися именами и сбивающими с толку временными скачками на восемь лет то вперёд, то назад. Это запросто может повлечь ранний дисконнект с публикой, не готовой тратить своё время на вникание в тонкости вымышленного мира. С другой стороны, в эпоху фонового смотрения «Этерна» даёт отрезвляющую пощёчину зрителю, разучившемуся концентрировать своё внимание на сериальном контенте. «Этерна» работает по принципу: сначала вы инвестируете в неё свою вовлечённость, затем она возвращает вам в ответ по-настоящему увлекательное фэнтезийное зрелище, аналогов которому в российской индустрии практически нет.
Вторая серия значительно лучше первой, потому что повествование наконец выстраивается в две чёткие, параллельные друг другу сюжетные линии. В элитном учебном заведении Лаик, где потомков знатных Домов учат военному делу и науке (считайте это за местный Хогвартс), Ричард Окделл набирается опыта, чтобы восстановить честь своего ныне покойного отца, чей мятеж против короля-узурпатора провалился. В Агарисе его ровесник Альдо Ракан становится политическим инструментом в руках сразу нескольких хитрых манипуляторов. Когда-то Ричард и Альдо должны встретиться и, по идее, спасти мир ― но если вы знакомы с оригинальным циклом Веры Камши, то понимаете, что всё не так просто.

Что касается литературной основы, то там 17 книг, и серия всё ещё не закончена. Очевидно, что «Кинопоиск» делает большую ставку на экранизацию этого цикла и мечтает о франшизе ― именно поэтому стриминг не забросил «Этерну» после первой и крайне неудачной попытки в 2022 году. Тогда онлайн-кинотеатр представил полнометражный фильм «Этерна: Часть первая» от режиссёра, который впоследствии снимет сериал «Гудбай» с Дмитрием Дюжевым. У той «Этерны» был ворох проблем: не те авторы, не то видение, не тот масштаб, не те актёры (впрочем, некоторые из них перекочевали в новую «Этерну», где им чувствуется определённо лучше: например, Юрий Чурсин и Валентина Ляпина). И если уж совсем откровенно говорить о плохой наследственности, сериал подхватил от фильма ещё одну беду ― блеклую хореографию боевых сцен и никудышную съёмку фехтовальных поединков: проблема либо в том, что актёры не способны провести простую последовательную комбинацию, либо в конвульсивном монтаже, который зачем-то режет каждый взмах рапиры.
Во всём остальном же создатели сериала «Этерна» сделали отличную работу над ошибками. Проект может похвастаться впечатляющими по меркам нашей киноиндустрии спецэффектами, дотошным вниманием к фэнтезийной атрибутике (костюмы, гербы, руны, магические инструменты) и ощутимым с экрана масштабом. Радует визуальное разнообразие локаций: восточные базары сменяются средневековыми замками, перенося зрителя на несколько веков назад. Снимали в Выборге, Дагестане и даже Узбекистане. Видно, что авторы сериала совершили некоторые усилия, чтобы добавить своему проекту ощущение чего-то узнаваемого для отечественного зрителя, но при этом сказочного и мистического. Ведь каждый понимал, что «Этерну» будут сравнивать с «Игрой престолов», «Дюной», «Гарри Поттером» и прочими общепринятыми мировыми образцами фэнтези. Конечно же, «Этерна» уступает им всем и на многое невольно поглядывает, как, впрочем, и любой ученик, мечтающий о величии своих учителей.




Однако уже можно сказать, что онлайн-кинотеатр «Кинопоиск» и вся российская киноиндустрия вместе с ним настойчиво, со второй попытки, но всё-таки пробились на новую для себя, перспективную и крайне увлекательную жанровую территорию. Главное — не забывать, что хорошее фэнтези ― это крайне тонкая, деликатная и опасная материя: при правильном подходе любовь фанатов поможет свернуть горы, но одно необдуманное сценарное или кастинговое решение способно вмиг погубить всю франшизу. «Этерна» определённо заслуживает шанса, нам же остаётся понадеяться, что проект сам себя не уничтожит в оставшихся четырёх сериях первого сезона.