
9 октября в прокате стартует многострадальный триллер Рона Ховарда «Эдем». Изначально до российских кинотеатров картина должна была добраться 14 августа, затем премьеру перенесли на 4 сентября, а потом ещё на месяц. Главные роли в робинзонаде оскароносного режиссёра исполнили Джуд Лоу, Ана де Армас, Ванесса Кирби, Даниэль Брюль и Сидни Суини. Но сильный каст так и не спас «Эдем» от потопа. О том, почему судьба проекта в прокате оказалась интереснее самого фильма, рассказывает Кирилл Артамонов.
1929 год. Мировая экономика рухнула после окончания Первой мировой войны. В Европе распространяется фашизм. Человечество стоит на пороге ещё более смертоносного конфликта. Спасаясь от упадка цивилизации, известный врач Фридрих Риттер (Лоу) вместе с возлюбленной Дорой Штраух (Кирби) отправляется на необитаемый остров Флореана в Галапагосском архипелаге. Пара обживается вдали от людской суеты. Фридрих днями напролёт работает над монументальным трактатом, который поможет «человечеству спастись от самого себя». А Дора ухаживает за домашним хозяйством: во владении героев скромный сад, ослик и даже куры.
Неожиданно история переселенцев становится популярной в Европе, куда Риттер отправляет письма с изредка заглядывающими на их островок капитанами проходящих мимо кораблей. Заразившись идеей райской жизни на земле, спустя несколько лет на остров отправляется семейство Уитмер. Прошедший Первую мировую войну Хайнц (Брюль), его сын от первого брака Гарри (Джонатан Титтел) и молодая жена Маргрет (Суини). Риттер новоиспечённым соседям не особо-то и рад, но вынужден делиться территорией. Всё усложняется, когда на Флореану высаживается эксцентричная баронесса Элоиза Буске де Вагнер Верхорн (де Армас) вместе с любовниками. Женщина мечтает открыть здесь роскошный отель — прибежище для авантюристов. Неожиданно на необитаемом острове становится слишком людно.
В основу сюжета легла реальная история семейной пары, сбежавшей на необитаемый остров в конце 1920-х. Флореана — далеко не самое благоприятное место для жизни. С января по май на острове идёт сезон проливных дождей и невыносимая жара, а с июня по декабрь — засуха с сильными порывами ветра из-за холодного течения. Помимо неприветливого климата, Флореана отличается опасной флорой и фауной: от массы ядовитых растений до огромных стай диких собак, завезённых пиратами ещё во времена Кортеса. Однако экстремальные условия на вулканическом острове не отпугнули авторитетного врача Риттера и его бывшую пациентку Штраух, решивших строить собственную идиллию вдали от цивилизации.
Жизнь отважных робинзонов даже засвидетельствовал Джордж Аллан Хэнкок (в фильме его играет Ричард Роксбург) — миллионер-энтузиаст, снимавший свои дальние экспедиции на камеру. Ветеран Голливуда Рон Ховард вплетает короткометражный немой фильм в нарративное ядро «Эдема» на случай, если у зрителей ещё остались сомнения в достоверности происходящего на экране. Прославленный режиссёр не в первый раз обращается к жанру исторической драмы. Особое место в фильмографии Ховарда занимают «Игры разума» и «Гонка». За байопик об американском математике Джоне Нэше постановщик удостоился двух премий «Оскар». «Гонку» же до сих пор принято считать эталоном спортивного кино. «Эдему», в свою очередь, повторить успех более ранних картин не удалось. Лента с треском провалилась в прокате, заработав меньше 2,5 млн долларов при бюджете в 50 млн.




Несмотря на отменный актёрский ансамбль, «Эдем» страдает от предсказуемости и отсутствующей авторской интонации. Даже не зная реальной истории, все сюжетные перипетии считываются наперёд. От адской жары, насекомых и голода проявляется истинная сущность персонажей: они готовы убить друг друга ради банки консервов. Постепенно райский уголок оборачивается персональным адом для каждого из героев. Маргрет вынуждена рожать в пещере, окружённой дикими псами, а работавший над книгой Риттер всё чаще отвлекается от труда всей жизни и строит козни против соседей. Бегущие от кровопролитной войны и экономического кризиса переселенцы приносят все беды с собой. Но всё это гораздо более увлекательно было обсуждено и показано ранее — и в «Пляже» Дэнни Бойла, и в «Треугольнике печали» Рубена Эстлунда.
Ховард разрывается между идеей о потерянном рае и об утративших человеческий облик переселенцах. Однако ни одна из задумок так и не реализуется до конца, оставаясь лишь лениво обозначенной широкими мазками.
Режиссёр пытается снять эпический триллер о выживании, но зачастую ударяется в откровенный фарс с абсолютно неуместными комичными сценами. Красочных морских пейзажей и стараний ведущих артистов оказывается недостаточно для страховки алгоритмического сюжета. Наблюдать за судьбой фильма в прокате оказалось гораздо интереснее, чем за робинзонадой Джуда Лоу.