
В рамках завершившегося фестиваля «Пилот» платформой Okko был представлен сериал «Дыши», отличившийся глубоким драматизмом и яркой режиссурой Анны Кузнецовой, известной по громкому драмеди «Каникулы». Проект рассказывает историю успешной московской акушерки, попавшей в ловушку несчастного случая и рискующей потерять всё, что имеет.
«Дыши» взял главный приз фестиваля и был признан лучший пилотом сериала, влюбив в себя как жюри, так и критиков. О том, чем задевает сериал талантливой постановщицы и какие индустриальные перемены фиксирует, рассказывает Валерия Косенко.
Одинокая москвичка Лера (Мария Александрова) воспитывает троих детей и параллельно строит блестящую карьеру, претендуя на звание главной акушерки города. Работа для неё — призвание, близкое к смыслу жизни: в глазах растерянных пациенток Лера не просто прекрасный специалист, заслуживающий доверия, но также чуткий друг, поддерживающий в минуты крайней уязвимости, и внимательный слушатель, умеющий распутать ворох страхов и сомнений, довлеющий над будущими мамами.
Заниматься собственными детьми Лере сложнее, чем принимать новорождённых. При всей любви к дочерям-подросткам и подрастающему сыну Юре Лера не сильно проникается их заботами, топя нежелательные переживания то в работе, то в вине. Девочки, вынужденно повзрослевшие раньше срока, нежно заботятся о матери, так и не примирившейся с потерей близкого человека и оттого в упор не замечающей зияющую в душе рану. К мысли о смерти мужа зрителя аккуратно подводят неосторожные комментарии, брошенные со злости то сыном Леры, то её неудавшимся ухажёром. В то время как девочки, по-женски гибкие к разного рода испытаниям, подталкивают Леру к новой жизни, Юра стыдит маму за любую попытку наладить личную жизнь с новым мужчиной. Лера и сама не слишком стремится к случайным знакомствам, опасаясь так называемых «орков» и уже не мечтая встретить своего «эльфа». Однако проблемы начинаются там, где Лера не рассчитывала их встретить.

Активно развивающаяся карьера, безошибочно спасавшая сорокадвухлетнюю женщину от скорби и одиночества, оказалась под угрозой из-за стечения обстоятельств. Пациенткой Леры становится любовница влиятельного бизнесмена Маша (Даша Верещагина), наотрез отказывающаяся от кесарева вопреки диагнозу, диктующему обратное. Причина — страх испортить эстетичное тело грубыми рубцами. Для девушки, по жизни следующей за патриархальными представлениями о роли и красоте женщины, довод веский. Лера, не привыкшая слушать условия, всё-таки идёт на уступки, не давая ложных гарантий, но обещая сделать всё возможное, чтобы роды прошли естественным образом. Преждевременные схватки Маши застают Леру врасплох и не в лучшем для акушера состоянии: борясь с похмельем и нехваткой сна, она, как обычно, следует привычному перечню действий, однако вмешательство посторонних лиц приводит события к трагической развязке.
Сериал «Дыши», представленный на фестивале в формате пилотной серии, лишний раз иллюстрирует проступающий запрос на авторскую режиссуру, в которой с недавних пор нуждаются даже стриминги, привыкшие производить контент по готовым жанровым лекалам. Тот факт, что постановщица нашумевшего драмеди «Каникулы» возглавляет проект стримингового мейджора, — знак того, что большие амбиции теперь нуждаются не в больших бюджетах, а в оригинальном авторском взгляде, способном придать идее ни на что не похожую оболочку. К тому же сегодня отечественное женское кино — по-прежнему сильнейшая форма художественного протеста против системного зла, несправедливости и изживших себя предрассудков.
На этом фоне кажется, что выбор Анны Кузнецовой — самый логичный из возможных. «Каникулы», вот уже второй год бередящие сердца зрителей, с трудом дождавшихся проката, — кино, зеркально отразившее внутренний надлом 20-х вместе с их неутолённой жаждой свободного волеизъявления и казённой борьбой со здравым смыслом. Пока героиня Дарьи Савельевой самоотверженно манифестирует необходимость отстаивать право на эмоции, героиня Марины Александровой из «Дыши» выглядит как человек, потерпевший в этом неудачу. Её жизнь — один сплошной мыльный пузырь, надутый её усилиями ради сохранения иллюзии нормальности. Вновь исследуя сложную гамму чувств героини, Кузнецова вместе с командой сценаристов (большая часть из которых тоже женщины) заходит на территорию, на которую сегодня или не ступают вовсе, или ступают бесшумно, трепетно, стесняясь задеть нечто, что разрушит плотину, удерживающую натиск кричащей правды — об архаичных устоях, об искусственно насаждающихся стереотипах, о поощряемой в обществе мизогинии и женской незащищённости.

В пилоте параллельно главной сюжетной линии развитие получает и история средней дочери Васи. Как и другие дети она прилежна и чутка к переменам настроения матери, однако своих проблем ей тоже хватает. В силу своей юности и горячности Вася намерена разрушить стены мира старой формации, в котором телесная неприкосновенность — блажь и западные веяния, а уважение представительниц прекрасного пола друг к другу противоречит вечной женской конкуренции. Намерения благородные, но что может одна юная девушка против тех самых «орков», которых опасается даже её взрослая мама.
Как и в «Каникулах», Кузнецова тонко чувствует женские характеры, вскрывая их болевые точки на уровне разных поколений: постановщица вновь демонстрирует удивительную способность так искренне и так откровенно говорить с женщинами о женщинах. «Дыши» вряд ли имеет большие шансы стать зрительским фаворитом, однако для тех, кто чувствует желание испытать глубокий эмоциональный опыт, сериал обещает подарить даже больше — возможность заглянуть внутрь себя и прислушаться к ритму своего дыхания.