В российский прокат вышла комедийная драма «Дурные деньги» с Полом Дано и Сетом Рогеном. Фильм основан на реальных событиях и рассказывает о громком финансовом скандале вокруг резко взлетевших в цене акций несущей убытки компании GameStop. Юлия Салихова разбирается в сложной терминологии картины и объясняет, стоит ли тратить время на просмотр.
В самый разгар пандемии COVID-19 обычный финансовый аналитик Кит Гилл (Пол Дано) вкладывает все свои деньги в акции убыточной сети магазинов видеоигр GameStop. Информацией о методах инвестиций парень любезно делится с пользователями ютуба, где его знают как блогера под ником «Ревущий Котенок». Благодаря его стримам другие энтузиасты из интернета начинают массово скупать акции компании. Искусственно созданный ажиотаж вокруг ценных бумаг закономерно приводит к бешеной прибыли для индивидуальных инвесторов и, как следствие, финансовым убыткам для крупных игроков с Уолл-стрит. Пока простые работяги поднимают деньги, менеджеры хедж-фондов теряют миллиарды.
Фильм основан на реальной истории противостояния обычных пользователей Reddit и воротил Уолл-стрит. В 2021 году после резко взлетевших в цене акций компании GameStop последовал обвал фондового рынка. Трейдеры из интернета могли поднять кучу бабла, если бы не хитрая игра «волков с Уолл-стрит». В итоге все закончилось разбирательством в Конгрессе. Эти события вдохновили американского писателя Бена Мезрича (автора литературной основы «Социальной сети» Дэвида Финчера) на создание книги «Антисоциальная сеть». Экранизация не заставила долго ждать. Адаптацией текста занялись сценаристки Лорен Шукер Блум и Ребекка Анджело, уже работавшие вместе над сериалом «Оранжевый — хит сезона». Финальный вариант бережно перенес на экраны австралийский режиссер Крэйг Гиллеспи, наиболее известный по фильмам «Круэлла» и «Тоня против всех».
Снять понятное широкой аудитории кино про финансы, инвестиции и бизнес — задача хоть и не простая, но не невыполнимая. Удачным примером служит дерзкая комедия Адама Маккея «Игра на понижение», которая на доступном языке рассказывает о мировом экономическом кризисе конца нулевых. Гиллеспи нехитрым способом наследует маккеевский подход к презентации фондового рынка. Несмотря на множество непонятных финансовых терминов, уловить общий смысл «Дурных денег» довольно легко. Не хватает разве что Марго Робби с бокалом шампанского в пенной ванне, объясняющей сложные инвестиционные схемы простыми словами, чтобы уж точно все стало понятно. При этом в сравнении «Дурные деньги» явно проигрывают близкому по духу предшественнику. Фильм выглядит устаревшим даже с учетом активного использования свойственных интернет-эпохе вставок с тик-токами и мемами, которые очень скоро начинают действовать раздражающе.
Основная ставка «Дурных денег» сделана на актерский состав. В фильме снялась целая плеяда голливудских звезд пусть и не первого, но и не последнего эшелона. Сюжет фокусируется на группе людей из разных социальных классов. Всех персонажей объединяет герой Пола Дано — чудной ютубер Кит Гилл с огромной коллекцией безвкусных футболок. Акул фондового рынка играют Сет Роген (паникующий менеджер хедж-фонда Гейб Плоткин), Ник Офферман (основатель инвестиционного фонда Citadel Кен Гриффин) и Винсент Д'Онофрио (влиятельный трейдер Стив Коэн). Обычные работяги представлены в лице Америки Ферреры (мать-одиночка с долгами по ипотеке), Энтони Рамоса (нуждающийся в деньгах сотрудник розничного магазина GameStop), Миха’лы Херрольд и Талии Райдер (пара азартных студенток). Связующим звеном между финансовой элитой и частными инвесторами выступает герой Себастиана Стэна — мутный болгарский бизнесмен Влад Тенев, один из основателей приложения для скупки и продажи акций без комиссий для пользователей. Непутевого брата главного героя играет Пит Дэвидсон, на котором держится добрая половина шуток. В роли жены Гилла — Шейлин Вудли.
Увы, несмотря на солидный каст, большинство актеров в кадре выглядят невзрачно. Симпатии вызывают разве что персонажи, которые практически никак не двигают сюжет. Вроде подъедающего картошку с чужих заказов бездельника в исполнении Пита Дэвидсона или трезво мыслящего коллегу героини Америки Ферреры, который появляется всего в паре сцен. Вот и думайте.
«Дурные деньги» — довольно нишевое, но при этом вполне смотрибельное кино. Хотя фильм не дотягивает до уровня своего ближайшего родственника «Игры на понижение», он все же приятно удивляет как минимум качевыми саундами и обилием юмора. Вряд ли ему суждено стать классикой жанра, но в подборках фильмов про инвестиции и финансы он явно будет фигурировать.