Драма «Мария» с Анджелиной Джоли: фальшивая нота. Венецианский кинофестиваль — 2024

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

На что только не бывают готовы кинофестивали ради появления звёзд на красной дорожке. В 2023 году, как мы помним, из-за забастовки красная дорожка в Венеции пустовала по сравнению с тем, что ожидалось. Компенсация — 2024 год. Да, одновременно проходят фестивали в Торонто и Теллурайде, которые оттянули на себя американских звёзд и даже Netflix. Но и в Венеции есть на кого посмотреть. Сигурни Уивер (ей на открытии вручили почётного «Золотого льва»), звёзды фильма Тима Бёртона «Битлджус Битлджус» — одна только Дженна Ортега чего стоит, да и Моника Беллуччи — отрада для публики. Кейт Бланшетт, блистательно сыгравшая в сериале Альфонсо Куарона «Все совпадения неслучайны». И как вишенка на торте — Анджелина Джоли в образе блондинки. Хотя, по мнению нашего автора Сусанны Альпериной, Джоли следовало бы стыдливо спрятаться под одеялом, а не представлять на фестивале такую работу, как фильм «Мария» Пабло Ларраина.

Есть фильмы, которые снимаются изначально не для искусства кино, а для броских заголовков, за которыми следует привлечение зрителя в кинотеатры. Для светской составляющей, для красных дорожек, для скандалов и мемов в соцсетях… «Мария» — именно такое кино, и даже показательно в этом смысле, что в роли Марии Каллас — Анджелина Джоли. Одного этого предложения достаточно, чтобы затмить все другие новости в СМИ. Только ради этого зрители отдадут свои кровные, чтобы посмотреть, как Джоли это сделала. Да, фильм рассчитан на кассовое безумие, однако лучшим эффектом от него будет то, что люди вернутся домой, найдут имя Марии Каллас в интернете и посмотрят на настоящую диву, чтобы перебить в сознании всю ту фальшь и безумие, в которые погружали их около двух часов Ларраин и Джоли.

Пабло Ларраин и Анджелина Джоли на Венецианском кинофестивале, фото: Getty Images 

Ларраин — любимец кинофестиваля в Венеции. Не далее как год назад он получил тут приз за лучший сценарий к своему фильму «Граф». Для знатока российского кино в сценарии «Графа» не было ничего нового — всё то же самое мы видели в сериале «Карамора». Представлять политиков в образах вампиров — та еще находка, как шутка «с бородой». Однако «Граф» был шедевром по сравнению с «Марией», хотя сейчас никто о нём и не вспомнил. После просмотра многие сравнили «Марию» с другим фильмом прошлогодней Мостры, «Маэстро» Брэдли Купера. Это сравнение картины действительно выдерживают. И там и там о великих мира сего рассказано довольно бездарно и в пошлой форме. Тем не менее «Маэстро» каким-то образом удалось проникнуть в оскаровские номинанты. За ним последует и «Мария».


Напомним, что у Ларраина теперь уже завершена трилогия о великих женщинах. Если в ней распределить призовые места, на первом, по мнению автора этих строк, будет фильм «Спенсер» с Кристен Стюарт (там хотя бы заложен смысл в сценарии). На втором — «Джеки» с Натали Портман и где-то в конце за ними будет плестись «Мария». Зачем автору «Фантастической женщины» — кинобестселлера всех времён и народов — понадобилось себе портить карму этой трилогией?

Оставим эмоции — будем более доказательны. Начинается фильм с крупного плана — Джоли поёт. Догадайтесь, что именно? Да, вы правы: Ave Maria. Да, Анджелина Джоли сама поёт в этой картине, и её голос миксуется с голосом великой Каллас. В ушах у героини фильма огромные драгоценные серьги с жемчугом. И понимаешь в один момент, что если есть в этом кадре что-то настоящее, то это они. Всё остальное — фальшиво. Опять же, один из первых эпизодов картины — Каллас просыпается и поёт для кухарки Бруны (Альба Рорвахер), готовящей на кухне омлет. Если бы авторы хоть чуть-чуть учили матчасть, они бы знали, что голос просыпается гораздо позднее, чем сам человек, поэтому певцы прямо после пробуждения арии не поют. Примем как данность то, что им было важно сказать другое: Каллас уже в той стадии жизни, когда её забывают, и для неё важно даже мнение собственной кухарки и домработницы. Ибо голос уже пропал, ряды поклонников стремительно редеют. И только верные слуги, помнящие о былой славе, помогают звезде достойно закончить путь земной. Вокруг кружат журналисты, пытающиеся урвать сенсацию последних дней. Один из них снимает биографию Каллас — фильм Ларраина поделён на части, каждая из которых отделена хлопушкой, символизирующей очередную главу воспоминаний Каллас. Тоже не находка режиссёра, если честно.

Оперная дива сжигает свои костюмы, отказывается пить таблетки, пряча их в платьях и сумочках в своей обширной гардеробной, не желает встречаться с врачом. Хотя ей всего немного за 50, она, как говорится, в возрасте дожития. Джоли играет одной краской. Пытается быть напыщенной и величественной — ей это не удаётся. К тому же, в отличие от Каллас, она холодна и безэмоциональна. В голову приходит сравнение и с Фанни Ардан, которая блистательно сыграла Каллас в том же возрасте в фильме «Каллас навсегда» (Callas Forever). Кстати, в этой же картине Дзеффирелли заботливого импресарио дивы сыграл Джереми Айронс, и невольно с ним сравниваешь и Пьерфранческо Фавино, он в подобной роли в «Марии». Сравнение — в пользу Айронса. Когда в конце картины «Мария» Пабло Ларраина на экране появляются документальные кадры с живой Марией Каллас, то создаётся впечатление, будто в блёклой серой холодной комнате наконец-то включили настоящее тепло. Сколько эмоций, страсти и живых человеческих чувств было в этой одарённой гречанке. Ничего этого нет у Джоли. Вопросы вызывает и работа Джоли над ролью. Как минимум она пренебрегала тем, как певцы работают с диафрагмой.

«Мария», кадр: Fabula, Inc.

Если Ларраин ставил своей целью доказать, что последние дни звезды скучны, ему это удалось с лихвой: Джоли скучно на экране, зрителю — в зале. В песне на ту же тему «Мадам, уже падают листья» смысла больше. При просмотре «Марии» можно выстраивать внутренний рейтинг пошло-фальшивых сцен. Так, не веришь, когда дива жжёт свои костюмы (хотя реальный факт), зачем-то введена линия постоянной перестановки рояля в роскошных апартаментах оперной певицы. Верх фальши — когда богатый грек Онассис стоит на фоне бюстов древнегреческих героев, которые украшают собой в большом количестве гардеробную звезды.

Однако, справедливости ради, попытаемся найти и хорошее в фильме. Три фактора, за которые картину можно похвалить. Во-первых, сам голос Марии Каллас, но это — не заслуга создателей. Во вторых — Халук Бильгинер: игра турецкого актёра заставляет поверить в магию грека Аристотеля Онассиса. Самое главное в нём — магический голос, не уступающий голосу Каллас. Именно поэтому тем, кто соберётся смотреть «Марию», не будем советовать выбирать версию с дубляжом. Третье — и самое главное — операторская работа Эдварда Лахмана. Глядя не неё, безмолвно вопрошаешь — почему не сделали просто фотосессию, клип или короткометражный рекламный проект — Анджелина Джоли в образе Марии Каллас? Пользы, смысла, вкуса — всего было бы больше. И Джоли хотя бы не пела бы.

«Мария», кадр: Fabula, Inc.
«Мария», кадр: Fabula, Inc.

В картине есть примечательный эпизод, иллюстрирующий всё мнение о ней целиком. Каллас и Онассис присутствуют на дне рождения президента Кеннеди — том самом, где Мэрилин Монро поёт Happy Birthday, Mr. President. Каллас отмечает, что у Монро нет голоса. На что Онассис ей отвечает, мол, не важно, есть голос или нет, главное — тело.

Вот и краткая рецензия на фильм «Мария». Не важно, есть голос или нет, есть талант или нет, главное — громкая задумка: Джоли в образе Марии Каллас. При этом, чтобы дать выход энергии возмущения, во время сеанса представляешь себе среди зрителей Марию Каллас и Фанни Ардан и то, как они после выхода из зала, обнявшись, плачут. И это — не слёзы радости.

Читайте также
Венеция 2024: «Битлджус Битлджус» — преступление и наказание в аду
Первые впечатления от сиквела прямиком с Венецианского кинофестиваля.
«Виды доброты» Йоргоса Лантимоса: три причины себя ненавидеть
Странный киноальманах от «странного» грека.
«Чужой: Ромул» с Кейли Спейни: мы не можем жить без солнца
Достойное продолжение великой хоррор-франшизы.
«Идеальный лжец»: локдаун с саблезубым тигром
Рассказываем, почему фильм заслуживает стать зрительским хитом на все времена.
«Ворон»: сентиментальная экшен-баллада для грустных
Разбираемся, какой получилась современная адаптация культового комикса.
Также рекомендуем
Новый взгляд на популярные картины, где под любовью подаются абьюзивные отношения.
«Мастер», реж. Пол Томас Андерсон, 2012. Фото: ВольгаНа острове Лидо продолжается 80-й Венецианский фестиваль. Картины,...
Максим Ершов советует фильмы из параллельных программ Венецианского кинофестиваля и рассказывает, кому стоит д...
«Убийца», реж. Дэвид Финчер. Фото: NetflixБольшинство фильмов конкурсной программы 80-го Венецианского кинофестиваля к д...
Новый взгляд на популярные картины, где под любовью подаются абьюзивные отношения.
«Мастер», реж. Пол Томас Андерсон, 2012. Фото: ВольгаНа острове Лидо продолжается 80-й Венецианский фестиваль. Картины,...
Максим Ершов советует фильмы из параллельных программ Венецианского кинофестиваля и рассказывает, кому стоит д...
«Убийца», реж. Дэвид Финчер. Фото: NetflixБольшинство фильмов конкурсной программы 80-го Венецианского кинофестиваля к д...

Последние новости

Плыть по Пон Джун-хо: круиз по «социальному» тарифу
55 лет, семь снятых полнометражек и одна — в разработке.
Джош Бролин и Питер Динклэйдж сроднятся в комедии «Братья»
В которой также сыграли Брендан Фрейзер и Гленн Клоуз.
00:00