
На Netflix вышла третья часть детективной франшизы Райана Джонсона «Достать ножи: Воскрешение покойника». За расследование убийства одиозного монсеньора в церкви маленького городка в штате Нью-Йорк берётся знаменитый сыщик Бенуа Бланк, но на сей раз у мастера разгадывания тайн есть напарник — молодой священник.
Максим Ершов объясняет, почему триквел достойно продолжает серию комедийных детективов, но в то же время находит сострадательную и сентиментальную интонацию, чего не было в двух предыдущих частях.
В юности Джад (Джош О’Коннор) был боксёром, но во время одного из поединков случайно убил противника на ринге. Спортсмен уверовал в Бога и стал католическим священником. После удара дьякону в нос во время спора церковь отправляет Джада в приход пригорода Нью-Йорка, где проповедует монсеньор Джефферсон Уикс (Джош Бролин). Джад здесь становится помощником пастора. Каждая проповедь Уикса наполнена гневом и критикой современного мира. Не возлюби, а возненавидь ближнего своего. Новых прихожан монсеньор регулярно прогоняет обидными словами, словно бы специально оставляя в приходе только избранных.
Регулярно в церковь Уикса ходят только писатель-фантаст в кризисе Ли (Эндрю Скотт), пьющий врач Нэт (Джереми Реннер), страдающая от тяжёлого неврологического заболевания виолончелистка Симона (Кейли Спейни), адвокат средней руки Вера (Керри Вашингтон) и её сводный брат Сай (Дэрил Маккормак), который хочет построить политическую карьеру и придерживается праворадикальных взглядов. Уикса защищают и оберегают смотрительница церкви Марта (Гленн Клоуз) и садовник Сэмсон (Томас Хейден Чёрч). Первая десятилетиями верна семье монсеньора, второй благодарен главе прихода за помощь в борьбе с алкоголизмом.
Сразу после проповеди в Страстную пятницу монсеньора убивают в маленькой церковной комнатке, что в нескольких метрах от кафедры священника. В спине у жертвы находят кинжал, но никто не видел преступника. Подозрения сразу падают на Джада, но тут в городок приезжает знаменитый сыщик Бенуа Бланк (Дэниэл Крэйг), уверенный в невиновности помощника пастора. Детектив и священник вместе ведут расследование.
Оригинальный комедийный детектив «Достать ножи» вышел в прокат в 2019 году и стал большим кассовым хитом. Райан Джонсон, с детства любивший детективные романы, а особенно творчество Агаты Кристи, сумел мастерски перепридумать и одновременно деконструировать жанр, которому жизненно необходимо постоянное обновление. Замкнутое пространство, строго очерченный круг подозреваемых и гениальный сыщик — классические элементы историй об убийствах. Однако в знакомый коктейль автор добавил щепотку иронии и актуальной социальной критики. В стрессовых ситуациях богачи, цепляющиеся за состояние, привычный образ жизни и репутацию, ведут себя жалко, а убийцей обычно движут тривиальные корыстные помыслы. Но как же увлекательно следить за суматошными действиями преступников и работой мысли Бланка.
После успеха первой части права на сиквел и триквел «Достать ножи» за внушительные 469 млн долларов купил Netflix. «Воскрешение покойника» — последний фильм в рамках контракта Джонсона со стримингом. Дальнейшая судьба франшизы пока неизвестна, но и режиссёр, и исполнитель главной роли Крэйг хотели бы продолжать рассказывать о расследованиях Бенуа Бланка. Тем более что до сих пор личность сыщика остаётся загадкой, так что простор для развития вселенной у авторов широкий.

Любопытно, что параллельно работе над «Достать ножи» Джонсон трудится над «Покерфейсом». И сериал о Чарли Кейл, и фильмы о Бенуа Бланке относятся к детективам, но к разным поджанрам. Снятый между сиквелом и триквелом «Достать ножи» «Покерфейс» — howcatchem: аудитория с первых минут знает, кто совершил преступление, но сыщику нужно найти злодея и доказать вину. Во время пандемии коронавируса Джонсон пересмотрел всего «Коломбо» и придумал своего харизматичного сыщика со странностями. «Достать ножи» относится к более распространённому whodunit: зрители вместе со следователем гадают, кто же убийца.
Премьера третьей части, как и двух предыдущих, прошла на фестивале в Торонто. Бюджет триквела вырос до 150 с лишним миллионов долларов. Как и всегда в детективной франшизе Джонсона, в «Воскрешении покойника» собрался неприлично звёздный каст. Причём у многих известных актёров буквально несколько реплик.
С каждой новой частью детективной франшизы Джонсону всё сложнее — нужно соблюдать баланс между старым и новым. С одной стороны, загадка должна быть захватывающей, а диалоги — остроумными, сюжету бы хорошо несколько раз удивить аудиторию, а в финале Бланк с фирменным акцентом южных штатов в театральной манере разложит все детали преступления по полочкам и восстановит последовательность событий. С другой, повторяться режиссёру не хочется. Триквел — большая удача Джонсона и как сценариста, и как режиссера: дух франшизы сохранён, но хватает и нововведений.

Да, теперь знаменитый сыщик работает не один, а с напарником. Фильм предлагает зрителям вместе с Бенуа и Джадом разгадать тайну убийства в закрытой комнате. Специалистом по подобным загадкам в литературных детективах считается несколько забытый американский автор Джон Диксон Карр. В книжном клубе при церкви монсеньора недавно как раз читали «Три гроба» Карра, так что каждый прихожанин прекрасно подготовлен к убийству Уикса. Попутно Джонсон упоминает рассказы Гилберта Кита Честертона об отце Брауне, «Убийство на улице Морг» Эдгара Аллана По и «Убийство Роджера Экройда» Кристи, заботливо предлагая зрителям список литературы на зимние каникулы.
Постановщик в «Воскрешении покойника» воссоздаёт готическую атмосферу, свойственную английским детективам. В первой части все события развивались в старинном особняке, теперь убийство происходит в церкви XIX века, а каменные пристройки, где беседуют сыщик и паства, заставляют думать о предыдущих поколениях и истории места. Напоминающие витражи изображения во флешбэках семьи Уиксов — тоже дань уважения готике и средневековой традиции. Если зрителей могли удивить чересчур экстравагантные и эклектичные интерьеры дома богача Майлза Брона из «Стеклянной луковицы», то в «Воскрешении покойника» Джонсон обращается к классическому для печатных детективов интерьеру.

Ненавидевший весь мир монсеньор погибает, так что у прихожан есть шанс пересмотреть свои взгляды на жизнь и найти успокоение не в ненависти, а в любви. В Уиксе легко углядеть почти что карикатурного консерватора и трамписта, который отчаянно цепляется за традиционные ценности и клеймит демократические права и свободы. Священник Джад — полная противоположность жертвы и, пожалуй, самый положительный герой всей франшизы, но всё же не ангел. Зрителей «Воскрешения покойника» ждёт многоступенчатая разгадка убийства Уикса. Причём последнее слово будет даже не за Бланком.
Третья часть обращается к вопросам веры и милосердия, а потому у Джонсона получается самый трогательный и душеспасительный фильм серии. В триквеле мало привычного озорства, но, возможно, это лучшая часть франшизы. «Воскрешение покойника» одновременно захватывает — хотя по темпу середина картины несколько провисает, — развлекает, но и говорит о переизбытке негативных эмоций в современном обществе. Христианские заповеди, которые никогда не были секретом, вдруг звучат как ключ к здоровому развитию социума. Объединение вокруг злобного популиста — путь в никуда.









