«Дом в огне»: пороховая бочка вранья

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр: U Films

17 июля в российский прокат выходит драмеди испанского режиссёра Дани де ла Ордена «Дом в огне». На родине фильм стал хитом, а затем вышел на Netflix. Действие картины ограничивается выходными, которые редко общающиеся родственники проводят на выставленной на продажу вилле. Говорить по душам близкие разучились и погрязли во лжи. Максим Ершов рассказывает об увлекательном, пусть и не самом оригинальном фильме о дисфункциональной семье, в котором пламя ссоры разгоняется всё сильнее с каждой минутой.

Дама бальзаковского возраста Монтсе (Эмма Виларасау) собирает всех родственников на семейной вилле на скалистом морском берегу. Общаются близкие по большим праздникам. У бывшего мужа Карлеса (Альберто Сан Хуан) новая пассия — психолог Бланка (Клара Сегура). У дочери Хулии (Мария Родригес Сото), матери девочек пяти и десяти лет, кризис в браке с Тони (Хосе Перес-Оканья) и юный любовник Рикардо (Филиппо Контри). Сын Давид знакомит родителей и сестру с новой девушкой Мартой (Макарена Гарсия), которой уже признаётся в любви, а вот гёрлфренд ответить взаимностью пока не готова. Повод для сбора всего семейства печальный: Монтсе собралась продавать виллу и хочет хотя бы одни выходные провести с родными. Только на самом деле оформить сделку не получится — Карлес давно оформил дом на себя и боится проверки налоговой инспекции. В большой каталонской семье все друг другу врут.

Кадр: U Films

Режиссёр Дани де ла Орден едва ли может встать в один ряд с Альбертом Серрой, Оливером Лаше и Педро Альмодоваром. Картины испанского постановщика не участвуют в престижнейших европейских киносмотрах, зато регулярно становятся локальными хитами. Де ла Ордену всего 36 лет, но фильмография у автора уже солидная. Дебютную «Летнюю ночь в Барселоне» постановщик снял в 24 года. Испанский автор ставил отдельные эпизоды одного из главных испаноязычных хитов Netflix — «Элиты», а также делал для стриминга ромком «Без ума от неё». Де ла Орден регулярно радует зрителей увлекательными и не самыми затейливыми историями об отношениях («Тест») и семейных разборках («Очень плохие родители»). «Дом в огне» — логичное продолжение давно намеченной траектории карьерного движения.

Новая работа испанца впервые была показана на фестивале в Барселоне, а позднее представлена на киносмотре в Сан-Себастьяне. Российская премьера прошла на ММКФ, где Мария Родригес Сото удостоилась «Серебряного Георгия» за лучшую женскую роль. Фильм был номинирован на восемь премий «Гойя» и получил приз за лучший оригинальный сценарий. Над текстом де ла Ордену помогал работать Эдуард Сола. Дуэт вместе трудился ещё над «Летней ночью в Барселоне».

Кадр: U Films

«Дом в огне» уверенно вписывается в ряд картин про семью, в которых юмора и драмы пополам. У испанского фильма сандэнсовский дух, напрашиваются сравнения с работами Ноа Баумбака и Уэса Андерсона. В первую очередь стоит вспомнить «Истории семьи Майровиц» и «Семейку Тененбаум». Только американские аналоги развивались в городе, а испанцы для выяснения отношений отправляются к морю, подальше от суеты мегаполиса. Постоянное узнавание — и плюс, и минус картины. Весь фильм не покидает ощущение, что где-то подобные сюжетные ходы уже точно видел, но менее увлекательной картина не становится.

Как и в «Резне», с каждой минутой страсти закипают, разборок на повышенных тонах и выяснения неприятной правды никак не избежать. С «Идеальными незнакомцами» испанский фильм роднит единство времени и места и бесконечный поток вранья от вроде бы хорошо друг друга знающих людей. «Дом в огне» открывается сценой, в которой Монтсе навещает престарелую мать и обнаруживает тело пенсионерки в квартире. Пожилую женщину никто не навещал минимум пару недель, а тревогу забила соседка сверху. Только Монтсе решила никому не рассказывать о страшной находке, чтобы не заниматься похоронами, а провести выходные с семьёй. Сразу становится очевидно, что лгать на экране будут все.

Кадр: U Films

Де ла Орден уверенно плетёт тугой клубок обманов и представляет семейную галерею неидеальных и потому узнаваемых архетипов. Монтсе никогда не работала и привыкла заниматься домашними делами. Когда дети выросли, а муж ушёл из семьи, даме нечем заняться. Карлес не уделял должного внимания близким и привык жить только для себя. Хулия не первый год несчастлива в браке, но боится заводить честный разговор с мужем. Увалень-нытик Давид к 30 годам так и не издал ни единого альбома, но считает себя большим музыкантом. Забавно, что деньги от грядущей продажи дома каждый собирается потратить на фантомные дела. Монтсе оплатит дом престарелых матери — только бабуля уже умерла. Хулия хочет улучшить жилищные условия — однако ни о каком семейном счастье речи не идёт, а дни под одной крышей с нелюбимым супругом видятся кошмаром. Давид планирует записать дебютный диск — но даже близкие не верят в успешную музыкальную карьеру певца. Все персонажи фильма живут не только во лжи, но и наивными мечтами о счастливом дне, когда все неурядицы разом исчезнут. Никто проявлять инициативу и исправлять ситуацию не собирается.

Совершенно неудивительно, что испанский автор отправляет родственников в забытое семейное гнёздышко. Вилла на берегу моря — настоящая мечта, рай, пусть и потерянный, а ещё символ единства и благополучия. Продажа дома кажется крахом семейного счастья, но, с другой стороны, сделка способна стать новой главой в истории родственников, если только Монтсе, Карлес, Хулия и Давид научатся говорить правду и вспомнят, что на лжи не построить никаких прочных отношений. Есть в центральной коллизии чеховские мотивы, только де ла Орден всё же больше работает в комедийном регистре и чуть жирнее обрисовывает конфликты.

Кадр: U Films

Каждый из персонажей может вызвать жалость, но едва ли симпатию. Режиссёр заостряет пороки героев, а потому на фоне дисфункциональной семьи особенно выигрышно смотрятся Бланка и Марта. Как и зрители, подруги Карлеса и Давида с ужасом глядят на завравшихся родственников и боятся стать такими же.

Де ла Орден напоминает публике о простых истинах. Семейные отношения требуют большой работы и не терпят вранья. Привычка лгать и не замечать скапливающийся ком проблем передаётся из поколения в поколение. Никогда не поздно начать всё с чистого листа или отдалиться раз и навсегда. Оба варианта честнее попытки строить хорошую мину при плохой игре и поддерживать видимость дома-крепости, но на прогнившем до основания фундаменте. Насмотренные зрители не сомневаются, что тайное станет явным. Интриг в фильме всего две: как может выглядеть хеппи-энд с сомнительными вводными и найдётся ли хоть один человек, кто потушит пожар семейных ссор. Этот дом давно в огне, только жильцы не чувствуют запаха гари и не видят пламени.