«Дом Гиннесса»: передел пивной империи от автора «Острых козырьков»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Луис Патридж в сериале «Дом Гиннесса», кадр: Netflix

На Netflix вышли все эпизоды исторической драмы «Дом Гиннесса» об Ирландии второй половины XIX века и наследниках успешного пивного бизнеса. За сериал отвечает автор «Острых козырьков» и «Табу» Стивен Найт. Максим Ершов объясняет, кому может понравиться костюмная драма с увлекательным сюжетом, однако отмечает, что во время просмотра не отпускает ощущение дежавю.

В 1868 году в Дублине умирает Бенджамин Ли Гиннесс (Грэм Эшворт) — внук Артура Гиннесса I, основателя теперь уже успешной пивоваренной компании Arthur Guinness Son & Co. Патриарх влиятельного семейства был связан с британской властью и противостоял фениям, так что на похоронах случаются стычки политических оппонентов. У Бенджамина было четверо детей: старший Артур (Энтони Бойл), Эдвард (Луис Патридж), Бенджамин (Фионн О’Ши) и дочь Энн (Эмили Фэрн). Пивную империю отец оставил Артуру и Эдварду, причём сыновьям нельзя выходить из семейного дела. Если один бросит бизнес, наследство не получит никто. У Энн есть муж, так что леди не досталось ничего. А на выпивоху и гуляку Бенджамина отец рассчитывать не мог.

Даниэль Галлиган и Энтони Бойл в сериале «Дом Гиннесса», кадр: Netflix

Артур не очень интересуется бизнесом, но готовится к выборам в ирландский парламент и обрастает романтическими связями. Фактически компанией управляет Эдвард, который думает о расширении империи на американский континент и понимает, что рано или поздно с фениями нужно осторожно подружиться. Бенджамин пытается завязать с дурными привычками. Энн обращает внимание на бедственное положение представителей низших сословий и открывает благотворительный фонд Гиннессов. Демонический управляющий пивоварней мистер Рафферти (Джеймс Нортон) громит фениев в доках и за дополнительную плату скрывает секреты боссов. Джентльмен в котелке, с серёжкой в ухе и тростью наготове для удара в челюсть достоин спин-оффа.

Идея создания сериала о влиятельной ирландской семье пивоваров, действие которого разворачивается во второй половине XIX века, когда Британской империей правила королева Виктория, принадлежит Иване Лоуелл — представительнице рода Гиннессов. Шоураннером и сценаристом проекта выступил Стивен Найт, автор «Острых козырьков», «Табу» и «Тысячи ударов». Британец специализируется на остросюжетных костюмных драмах из разных исторических периодов родины. Бирмингемские банды из 1920-х, лондонские боксёры подпольных поединков из 1880-х, не сидящий на месте корабел-авантюрист из 1810-х, а теперь ирландские пивовары из 1860-х — Найт словно занимается летописью не самых известных, но сформировавших современную нацию событий. Не парадная, а народная история страны.

Нив Маккормак в сериале «Дом Гиннесса», кадр: Netflix

«Дом Гиннесса», как и предыдущие проекты британца, отталкивается от реальных событий, но уходит в чистый вымысел. Режиссёрами выступили Том Шенкленд («Оставленные», «Каратель») и Муния Аки («Точка кипения», «Ночные вызовы»). Сериал не изобилует интересными художественными решениями, но на экране в самые эмоциональные моменты периодически всплывают лозунги ирландских рабочих или фениев на английском или гэльском. Как и в «Острых козырьках», в «Доме Гиннесса» есть несколько запоминающихся эффектных проходов центральных персонажей в замедленной съёмке под современную музыку. Звучат ирландцы из Kneecap, про которых режиссёр Рич Пеппиатт снял полубиографический фильм, и Fontaines D.C., которых можно услышать в «Птице» Андреа Арнольд. С музыкальным вкусом у Найта по-прежнему всё хорошо.

Ещё до премьеры проект подавался как смесь «Наследников» и «Острых козырьков». От первых «Дом Гиннесса» отстаёт драматургически, персонажи объёмны, но не всегда харизматичны. Да и как сатирик Найт уверенно проигрывает Джесси Армстронгу. Если же сравнивать «Дом Гиннесса» с «Острыми козырьками», то предшественник был заметно остросюжетнее, бодрее и новее. Зато свежий сериал часто заходит на территорию «Аббатства Даунтон» — экранное время примерно поровну поделено между грязными дублинскими подворотнями, доками, помещениями пивоваренной компании и пышными балами в лучших домах, ужинами в роскошных ресторанах, прогулками по паркам в пригороде. Шокирующее социальное неравенство — одна из побочных тем сериала, объясняющая стачки рабочих и политические волнения в стране. Важным для сюжета является и противостояние республиканцев и консерваторов, в любой момент грозящее перейти в гражданскую войну. Печально, но про пивоварение и соперничество с конкурентами на рынке зрители не узнают ничего.

«Дом Гиннесса», кадр: Netflix

Читайте также: О творческом пути Джесси Армстронга, автора «Наследников»

Бенджамин Гиннесс оставил детям не только прибыльный бизнес и известное имя, но и ворох нерешённых проблем. За каждым шагом достопочтенного семейства следит общественность. С каждым годом всё отчётливее заметно, как Гиннессы пытаются ради бизнеса усидеть на нескольких стульях и найти общий язык со всеми политическими течениями сразу, что невозможно. Однако социальное напряжение в стране то и дело отходит на второй план, большой драмой о природе власти сериал тоже не назвать. Найту интереснее ворошить грязное бельё Гиннессов и подкидывать Артуру и Эдварду один вызов за другим, личное перемешивается с интересами компании. Если приглядеться, сюжет движется небыстро, словно бы авторы заранее готовы к продлению на второй сезон. Каждый следующий эпизод лишь полнее обрисовывает понятные конфликты. Экшен в основном заменяется разговорами на повышенных тонах в дубовых кабинетах, которые ко второй половине утомляют.

«Дом Гиннесса» — качественно выполненное повторение работающих в костюмной драме приёмов. Знакомых с творчеством Найта будет не покидать чувство дежавю — то тут, то там торчат уши из «Острых козырьков» или «Тысячи ударов». Найт держит марку и не падает в грязь лицом, но ставит производство сериалов на конвейер. Примерно по схожему маршруту, но чаще с фильмами развивает свою карьеру Гай Ричи. Верные поклонники могут остаться довольны, но в «Доме Гиннесса» чувствуются творческая усталость, осторожность и нежелание экспериментировать. Для библиотеки Netflix шоу стало достойным пополнением, но в лучшие сериалы года костюмная драма явно не метит.