Добежать до канадской границы: фильм «Лапин»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

«Лапин», кадр: «Вольга»

Премьера фильма «Лапин» режиссёров Аси Олешкевич и Влада Краснослободцева прошла на фестивале дебютного кино «Дух огня» в Ханты-Мансийске полгода назад. На 32-м фестивале «Окно в Европу» в Выборге это кино показали снова, на этот раз уже вне конкурса, и на фоне остальной программы «Лапин» выглядел очень даже достойно. В начале сентября фильм выходит в прокат, и студент «Школы критики» Иван Пуляев рассказывает о том, какой получилась эта картина.

Валя Лапин (первая большая роль Михаила Иванова) — подросток из Москвы, который когда-то учился в элитной английской школе и наслаждался жизнью. Но что-то пошло не так, и однажды ему вместе с матерью (Надежда Лумпова) пришлось переехать из столицы в небольшой замызганный приморский городок, где ни знакомых, ни друзей, ни спокойствия, ни азарта. Как и полагается «настоящему» (читай: стереотипному) москвичу, Валя начнёт воротить нос от всего, что его окружает: герб маленького города у подростка вызывает раздражение, местным жителям он периодически прямо-таки хамит, а с новыми одноклассниками (Чингиз Гараев, Никита Манец и другие) даже не здоровается. А ещё мечтает поскорее отсюда выбраться, причём желательно до окончания школы: где-то на горизонте маячит отец, который живёт в Канаде, звонит редко, но зато зовёт переезжать к себе.

«Лапин», кадр: «Вольга»

Кроме призрачной надежды на новую жизнь по ту сторону океана, у Лапина есть одно увлечение: он любит бегать. Раньше бегал в Москве, а теперь, когда учитель физкультуры (на редкость адекватный представитель профессии в исполнении Ивана Добронравова) заставит сдавать очередные нормативы, выяснится, что парень выдаёт лучшее время во всей школе. Тогда Лапин откроется зрителю с новой стороны, а на обыкновенный сюжет о взрослении наложится спортивная драма: теперь Валя готовится к городским соревнованиям и только и делает, что наматывает круги по пустому стадиону с огромной надписью «Труд». Для такого героя подобное времяпрепровождение выглядит очень органично, потому что бег, как известно, занятие одиночек. И хотя метафора это, прямо скажем, нехитрая, она отражает психологическое состояние подростка довольно точно: вот уже Валя Лапин превращается то ли в неизвестного миру Форреста Гампа, то ли в персонажа хантовского «Межсезонья», который ещё толком не распробовал вкус жизни.

«Лапин», кадр: «Вольга»

Постепенно в фильме одна сюжетная линия распадается на три: с одной стороны — Валя готовится к соревнованиям по бегу, с другой — пытается разобраться в отношениях с матерью, которая тоже переживает не лучший период в жизни. Наконец, с определённого момента к действию подключается одноклассница Лиза (Таисья Калинина), явно симпатизирующая молодому человеку и даже, кажется, сумевшая постепенно добиться от него взаимного чувства. Все три линии авторы соединяют довольно умело, так что в итоге получается настоящая целостная драма взросления, неплохо разыгранная молодыми актёрами. Другое дело, что наблюдать здесь за одной частью сюжета интереснее, чем за другой: в частности, любовная линия, без которой история про мальчика-подростка, видимо, обойтись никак не может, прописана в «Лапине» приторно, конвенционально и предсказуемо. Предсказуемость вообще, надо сказать, становится одной из главных проблем фильма, которая выдаёт в авторах недавних выпускников киношкол (попробуйте, например, угадать, что отец из Канады прислал сыну в посылке, — и наверняка не ошибётесь).


Кажется, что кино будто бы разрывается меж двух полюсов: с одной стороны, это камерная инди-драма о мальчике, бегающем по утрам, а с другой — пафосная история про человека, который должен перебороть себя, справиться с ударами судьбы, а в финале ещё и выиграть в спортивном соревновании.

«Лапин», кадр: «Вольга»

Таким образом, хорошо прописанные персонажи, тёплый цветокор и живая, искренняя интонация здесь соседствуют с предсказуемыми сюжетными ходами и симфонической музыкой, которая больше подошла бы фильму об олимпийских достижениях, а здесь выглядит скорее неуместно. Тем не менее, несмотря на все шероховатости, «Лапин» — это крепкое зрительское кино, которое всё-таки не теряет связи с реальностью, нестыдное кино.

Хочется верить, что «Лапин» своего зрителя найдёт; может быть, даже сумеет удивить. Всё-таки поначалу от истории про мальчика, который переехал в чужой город и не общается с одноклассниками, ждёшь сюжета или про буллинг, как в сериале «Плакса», или про какой-нибудь серьёзный подростковый конфликт. В итоге же всё выходит совсем по-другому, а авторам оказывается намного интереснее снимать про одного конкретного персонажа, точнее — про его переходный возраст. Про время, когда кажется, что все настроены против тебя, но стоит оглядеться — и увидишь, что вокруг не изверги, а просто живые, нормальные люди. Главное — открыться миру и просто идти вперёд. А если есть силы, можно и побежать.

Мастерская Никиты Демченко
Куратор текста — Сусанна Альперина

Читайте также
«Ворон»: сентиментальная экшен-баллада для грустных
Разбираемся, какой получилась современная адаптация культового комикса.
«Директор фотографии»: развернуть камеру на 180 и научиться видеть кино
Дарья Колокольцева рассказывает, чем её заворожило кино об операторской работе.
«Маленький факт» большого фестиваля
Конструктор истории.
Четыре мнения: «Филателия»
Ученики «Школы критики» спорят о победителе старейшего киносмотра России.
«Руслан и ангелы»: пересборка модерна в современной русской анимации
О двух мультфильмах, показанных на старейшем киносмотре России.
5 причин смотреть фильм «Выбери меня!»: говорящий пень, танцы, русский Кен и другие
Для тех, кому до кинотеатра ближе, чем до пикника на озере.
Также рекомендуем
Катя Загвоздкина посмотрела романтическую картину.
Новая лента Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» добралась до отечественного проката. Картина —...
Одним из первых кинотеатральных релизов в российском прокате станет лента «Хэппи-энд» режиссёра Евгения Шеляки...
Катя Загвоздкина посмотрела романтическую картину.
Новая лента Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» добралась до отечественного проката. Картина —...
Одним из первых кинотеатральных релизов в российском прокате станет лента «Хэппи-энд» режиссёра Евгения Шеляки...

Последние новости

В повторном прокате драма «Белая лента»: рыскаешь во тьме — находишь свет
Как фильм Михаэля Ханеке пробуждает в человеке человеческое.
00:00