
На фестивале «Окно в Европу» состоялась премьера ожидаемого конкурсного фильма о семье, мечте и вере в счастье. «День рождения Сидни Люмета» дебютанта Рауля Гейдарова в светлых тонах рассказывает непростую историю молодого парня, мечтающего поступить на режиссуру и заново отстроить свою жизнь после череды неприятностей. Фильм, чье название — спонтанная придумка режиссёра, и вправду родившегося в один день с классиком, завершал фестиваль и сразу же стал фаворитом зрителей. На что похоже это кино и чем влюбляет, рассказывает Валерия Косенко.
Загодя знакомясь с фестивальной программой, сложно делать какие-либо прогнозы. Имён, способных похвастаться известной фильмографией, в программах немного. Гадать по дебютам, мимо которых не пройдёт сегодня ни один видный смотр, практически невозможно. Однако с фильмом Рауля Гейдарова всё как-то сразу было понятно: оригинальное интригующее название, наверняка отстоявшее не одну битву с продюсерами, грузинская семейная драма, что почти всегда добавляет истории колоритности, поддержка фонда «Кинопрайм», отзывчиво, но избирательно подходящего к авторскому кино, и выглядывающая из-за плеча киностудия «Рок» Алексея Учителя. Казалось, у фильма ещё на старте было всё, чтобы стать одним из самых запоминающихся в конкурсе, — в итоге стал лучшим.

Читайте также: 100 лет Сидни Люмету
«День рождения Сидни Люмета» начинается сценами тихого семейного дня, участливо открывая зрителю светлый южно-пасторальный мир главного героя. Семнадцатилетний парень Дато (Артём Кошман) живёт с бабушкой (Джульетта Степанян) где-то в краснодарском крае, читает стихи, занимается домашним хозяйством, создаёт смешные коллажные аппликации. Однажды раздается тревожный вечерний звонок. На другом конце провода Дато слышит голос матери — единственного человека, которому парень решается доверить своё сакральное признание: Дато хочет стать режиссёром. Сказать об этом бабушке сложнее всего: та уверенно прочит внуку удел бурильщика, не желая дать слово хозяину своей судьбы. Однако приезжает мать, восемь лет отсидевшая в колонии, и жизнь Дато вместе с планами рушится и строится заново на руинах былой доверчивости и семейной идиллии.
Рауль Гейдаров, как и положено дебютанту, снимает то, во что верит и что знает, — историю о парне, мечтающем запечатлеть мир на экране, фиксировать чувства и моменты, создавать историю. Экспозиция, поставленная в мажорно-меланхоличной тональности, заражает обаянием и нежностью родственных отношения, но только чтобы в нужный момент грубо оборваться диссонирующим аккордом повергших в отчаяние предательства и одиночества. Самый близкий человек, чьё появление в доме распаляет домашний очаг надеждой на воссоединение, бросает Дато в омут беспросветной бездны — пучину неверия, ярости и обиды.


Однако прелесть кино Гейдарова заключается в его естественно светлых тонах, обволакивающих героя, несмотря на все несчастья. По степени лёгкости — не темы, но подхода к ней — «День рождения Сидни Люмета» напоминает инди-хит Шарлотты Уэллс «Солнце моё», взволновавший сердца людей не только горечью подразумеваемой утраты, но и деликатно-безмятежным разговором о ней. Фильм Гейдарова несёт на себе отпечаток того же умысла — рассказать о боли путём обращения к свету. Следуя по пятам итальянских трагикомедий, последователем которых в советском кино был и цитируемый на экране Данелия, Гейдаров, несмотря ни на что, оставляет пространство и для переживаний, и для избавления от них.
Читайте также: Рецензия на «Солнце моё» Шарлотты Уэллс
Хиты 00-х, горные ландшафты, запах солёного моря и цифра в роли медиума, нужного для любого ностальгического путешествия назад в прошлое, закупоривают Дато вместе со зрителем в воздушном замке желанного спокойствия. До тех пор, пока грубая ночная реальность не развеет миражи, обращая то в уныние, то в бегство. Артём Кошман — восходящая звезда российского кино, обладающая завораживающей киногенией, — создаёт на экране образ чарующе наивного, хоть и взрослого парня, попавшего в сети обстоятельств и лжи. Джульетта Степанян элегантно вырисовывает портрет настоящей грузинской «бэбии» — твёрдой руки хозяйки, готовой разнести округу, если с её внуком обошлись несправедливо. Дуэт этих двоих — украшение фильма, подарившее ему редкое и важное качество: полнокровных человечных персонажей.

Если бы фильм можно было определить на ощупь, то «День рождения Сидни Люмета» был бы нежным ворсистым сукном — приятным за счёт утопающей мягкости, но порой неровным и рыхловатым. Что бы ни было, последнее, в чём нуждается дебют, — это холодный расчёт и строгая выучка. Вместо этого кино Рауля Гейдарова обладает дыханием и сердцебиением, живя не по законам письма, а планомерного течения времени.