Мария Кувшинова — о новом фильме Джорджа Клуни «Субурбикон», выросшем из архивного сценария братьев Коэн
1950-е, в благополучном белом пригороде, к неудовольствию окружающих, поселяется чёрная семья, но настоящее зло уже не первый год проживает по соседству, в доме уважаемого бизнесмена безупречно-ирландского происхождения (Мэтт Деймон). Нехитрая интрига, придуманная братьями Коэн еще в восьмидесятых, сразу после их дебютной «Просто крови», разгадывается почти с первых кадров: в дом бизнесмена врываются злодеи, его жена-инвалид (Джулианна Мур) погибает в результате нападения, сограждане скорбят и сочувствуют, но почему сестра покойной (тоже Джулианна Мур) так быстро въезжает в опустевший дом и почему с таким подозрением смотрит в бумаги следователь из страховой компании (Оскар Айзек)?
«Субурбикон» начинается с рекламного ролика одноимённого пригородного поселка, и сам фильм, поставленный Джорджем Клуни по сценарию давних товарищей, кажется выселками, дальней периферией вселенной Коэнов, в которой по-прежнему правит бал злой умысел, помноженный на нелепую случайность. Как в любой провинции, в «Субурбиконе» всё скучнее, беднее, чище и проще, чем в метрополии. Здесь нет ни одного сюжетного поворота, который невозможно было бы предугадать заранее; социальный комментарий (местные не хотят принимать чернокожую семью и на наших глазах классическим способом создают из них «козлов отпущения») идёт необязательным дополнением к основному блюду. Условный «Плезантвиль» пятидесятых, который так любят кинематографисты наших дней, привычно скрывает за ярким фасадом паталогию. Джулианна Мур, в очередной раз помещенная в послевоенный техниколор, не играет ничего нового; Мэтт Деймон больше похож не на себя, а на дублирующего его в русской версии Гарика Харламова, а демонический Оскар Айзек в роли сыщика из страховой появляется на экране слишком ненадолго. Однако видеть этих актёров, чьи персонажи гротескно выписаны в типичном коэновском стиле, всегда приятно. Клуни, на счету которого несколько удачных режиссёрских работ, снял совершенно необязательный, но вряд ли мучительный фильм, забредя на который, зритель без отвращения досидит до конца. В одной из сцен герой погрузневшего Мэтта Деймона, смешно оттопырив колени, едет на детском велосипеде своего сына, напоминая о старом анекдоте, который лучше всего описывает происходящее на экране: «Жизнь — это как езда на велосипеде, который горит, и всё горит, и ты в аду». Совсем не откровение, но иногда бывает нелишне напомнить.