Зритель 71-го Каннского кинофестиваля очень тепло принял новую работу первого лица афроамериканского кинематографа Спайка Ли «Чёрный клановец» — историю о темнокожем полицейском, ставшим, по сути, главой неонацистского «белого братства». В идеологическом монохроме разбиралась Зинаида Пронченко.
Колорадо-Спрингс, 1970-е годы. Маховик прогресса крутится медленно, но верно: в местном полицейском отделении наконец-то готовы взять в штат чернокожего. В общем, чисто показательный акт, определить новобранца планируют «в штаб писарем». Но молодой и крайне бойкий Рон Сталворт (Джон Дэвид Вашингтон, сын Дензела) рассчитывает на большее, перекладывать папочки в компании усатого расиста (запомнившийся нам по «Мозаике» Фред Уэллер) ему оскорбительно, он рвётся в бой. На первом задании Рону поручат втереться в доверие к членам университетской ячейки «Чёрных пантер», миссию он худо-бедно выполнит, но воспылает страстью нежной к сильно смахивающей на молодую Пэм Гриер президент(ке) Патрис (Лора Харриер). Вековая несправедливость или новая влюбленность тому причиной, Рон задумается о правах и обязанностях афроамериканского населения, хотя прежде политики сторонился. Так возникнет завиральная идея установить контакт с локальным звеном «Организации» (классическое название Ку-клукс-клан вышло из моды, рыцари white supremacy не хотят отпугивать потенциальных единомышленников) и обезвредить его. По телефону с заговорщиками будет общаться сам Рон, старательно копируя арийский выговор, а на встречу вживую пойдёт его коллега Флип (Адам Драйвер), еврей, никогда не интересовавшийся Торой, кашрутом и Холокостом, но, наслушавшись антисемитских лозунгов, и он задумается о корнях, которые надо не забывать, а помнить.
Пионер «чёрного кино» Спайк Ли за последние годы как-то подрастерял хватку и выпал из обоймы фестивального кино. В Каннах его не видели уже четверть века, однако избрание в Белый дом Трампа, кажется, расшевелило режиссёра, и новая картина прям-таки сочится ядом в адрес нынешнего президента США. Уже на титрах в кадре появляется Алек Болдуин, пародировавший Трампа всю электоральную кампанию, так же гнусавя и тряся челкой, он репетирует перед ассистенткой очередную неполиткорректную речь, полную расистских штампов. В свою очередь, Дэвид Дьюк, один из реальных лидеров ККК, по сей день агитирующий реднеков взять в руки себя и флаг Конфедерации, изъясняется в фильме исключительно цитатами из твиттера президента. В общем, по-хорошему смешное и стильное кино, населённое персонажами коэновского профиля, явно теряет от карикатурных упрощений. Чёрные у Спайка Ли все как один будто ошиблись дверью, шли на кастинг нового клипа Рианны или Фарелла Уильямса, а попали в правозащитное ретро. Белые же, напротив, как и принято у истовых демократов, — неотёсанные деревенщины: толстяки, слаще Будвайзера в жизни ничего не пробовавшие, неслучайно один из горе-расистов с комическим именем Айвенго (Пол Уолтер Хаузер) перекочевал, не переодеваясь, в «Чёрного клановца» из «Тони против всех». В спортивной драмеди мы смеялись над его выдуманными связями с Моссадом, а у Спайка Ли он и вовсе лишь мычит да рыгает.
1970-е годы, конечно, своего рода синекура для любого кинематографиста, фактура богатая, и музыка, и мода, и нравы, совсем недавно на эпохе талантливо спекулировал Джеймс Франко в «Двойке». У Спайка Ли тоже с атмосферой все в порядке: клёши широкие, афро объёмные, из лучших ритмов эстрады составлен саундтрек. Тем более, что наикрутейших референсов «блэксплойтейшен» в загашнике пруд пруди – от «110-й улицы» до «Шафта», многие культовые ленты тех лет герои даже обсуждают на прогулке. Этому золотому фонду в картине противопоставлен шедевр, воспевающий ущербную вражескую идеологию — «Рождение нации» (оригинальное название, кстати, звучит тревожным эхом — «Член клана»). Фрагменты из немого фильма Дэвида У. Гриффита комментирует живая икона «чёрного движения», актёр и певец Гарри Белафонте, рассказывающий молодёжи о преступлениях на расовой почве во времена «американского средневековья».
Всё вместе, шутки юмора, будто сочинявшиеся Джимми Фэллоном, и патетика уровня «I have a dream», а также совсем уж лишние документальные кадры столкновений прошлого года в Шарлоттсвилле, выглядит как-то нескладно. Спайку Ли не хватает дистанции, и хоть «Чёрного клановца» продюсировал вундеркинд Джордан Пил, автор хита «Прочь», иронии тут мало, а плакатной риторики через край. Последний план «Чёрного клановца» — перевёрнутый американский флаг в ч/б, автор недвусмысленно призывает определиться: либо вы с нами, либо вы против нас. Совестливый зритель у Спайка Ли в заложниках, а бессовестному объявлено последнее предупреждение. Дальше говорить будут пушки.