«Чужой: Земля» Ноа Хоули: сериал-блокбастер как новая и прекрасная форма жизни известной франшизы

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Сидни Чендлер в сериале «Чужой: Земля», кадр: Patrick Brown/FX

Беспощадный инопланетный убийца в каноничном чёрном обличии с кислотой вместо крови и хищным ртом внутри другого хищного рта впервые не только добрался до планеты Земля, но и пробрался в огромный мир сериалов. «Чужой: Земля» становится первым телевизионным шоу за всю историю франшизы, начатой Ридли Скоттом в 1979 году. У руля столь большого и амбициозного проекта встал Ноа Хоули — один из самых талантливых и самобытных шоураннеров, создатель «Фарго» (сериала, не посрамившего оригинал братьев Коэн) и смелого супергеройского «Легиона», которому до сих пор нет равных в жанре. Вадим Богданов рассказывает, каким получится третий сериальный проект Хоули, над которым он работает с конца 2020-го.

2120 год, далёкое и не самое радужное будущее. Мир управляется корпорациями: каждая отхватила себе по куску Солнечной системы и отчаянно старается выйти вперёд в гонке технологий. Через два года Рипли в исполнении Сигурни Уивер проснётся на борту космолёта «Ностромо», опрометчиво решившего откликнуться на сигнал о помощи с неизвестной планеты и таким образом обречь себя на встречу с ксеноморфами. «Ностромо», как мы помним, принадлежит корпорации «Вейланд-Ютани», одному из пяти доминирующих конгломератов на Земле, согласно мифологии нового сериала. В его открывающей сцене перед зрителем предстаёт экипаж другого корабля той же корпорации ― «Мажино», выполняющего в далёком космосе научно-исследовательскую миссию по сбору инопланетных форм жизни (естественно, среди образцов есть и пара знакомых лицехватов).

В 2120 году вся власть на Земле находится в руках пяти корпораций. Промо к сериалу «Чужой: Земля»: FX

Учимся отличать киборгов от синтов, а синтов — от гибридов. Промо к сериалу «Чужой: Земля»: FX

Если вы смотрели хоть один фильм про Чужих, вы прекрасно понимаете, что экипаж «Мажино» обречён стать прикормкой для инопланетных хищников, а саботаж на борту (здесь уже не столь очевидно) ― завязкой будущих огромных проблем для землян. На Земле тем временем гений-вундеркинд Бой Кавалер (Сэмюэл Бленкин), основатель «Продиджи», второй из пяти главенствующих корпораций, совершает технологическую революцию, сделав решительный шаг в гонке за бессмертием. Прежде в мире существовало только две категории «бессмертных» существ: киборги (усовершенствованные люди с имплантами) и синты (андроиды с искусственным интеллектом, как Эш Иэна Холма в «Чужом» или Дэвид Майкла Фассбендера в «Прометее»). Теперь появились гибриды ― люди, чьё сознание перенесено в тело робота.

Читайте также: Рецензия на «Чужой: Ромул»

Первым гибридом становится смертельно больная девочка Марси, сознание которой помещают во взрослое тело (прямо как в «Бедных-несчастных» Лантимоса). Теперь Марси ― это Венди (Сидни Чендлер), названная так неспроста. Боя Кавалера сильно вдохновляют истории про Питера Пэна (ведь он тоже мальчик, который не хочет взрослеть, то есть умирать): его исследовательский комплекс называется «Неверленд», а всех остальных детей, которых впоследствии выбрали для создания гибридов, он зовёт «потерянными мальчиками». Ноа Хоули вообще большой любитель брать простую детскую классику мировой литературы и заворачивать в неё сложные метафоры: в «Легионе» он через творчество Льюиса Кэрролла (и под песни Pink Floyd) размышлял о шизофрении, здесь же истории Джеймса Мэтью Барри отлично ложатся на тему отрицания смерти как естественного процесса.

Сидни Чендлер в сериале «Чужой: Земля», кадр: Patrick Brown/FX

Тимоти Олифант в сериале «Чужой: Земля», кадр: Patrick Brown/FX

За естественность и в целом за человечность (вся франшиза «Чужой» так или иначе посвящена роботам, а не людям) в сериале отвечает Алекс Лоутер, сыгравший военного медика Хермита на службе у «Продиджи», а также старшего брата Марси. Он не знает, что его сестра не умерла и «переродилась» в теле Венди, но скоро узнает, так как Венди прекрасно помнит свою прошлую жизнь и мечтает увидеть брата вживую. Появляется и повод: огромный корабль «Мажино», висевший всю серию чеховским ружьём, терпит крушение прямо посреди мегаполиса «Продиджи» (зрелищная сцена в духе «Стартрека» Абрамса). Хермит десантируется на место страшной трагедии в составе группы быстрого реагирования, которой в первую очередь нужно выяснить, кто и что находится на борту корабля. Вскоре в помощь солдатам на их первое официальное задание отправляют быстрых, сильных и умных гибридов во главе с Венди.

Первые две серии в идеальном ритме вводят в сюжет, эстетику и лор сериала. Мы знакомимся со всеми ключевыми персонажами, но, зная, что у Хоули часто первые впечатления о героях бывают обманчивы, ожидаем сюрпризов (особенно от андроида Кирша, сыграл которого с пугающей доброжелательностью перекрашенный в блонд Тимоти Олифант). Первая серия берёт размахом, перед нами действительно большой и продуманный фантастический мир, изучать который мы с интересом будем в последующих сериях. Второй эпизод уже меняет свою блокбастерную натуру на замкнутый коридорный хоррор в духе первого «Чужого», поместив группу персонажей в декорации разрушенного небоскрёба, населённого враждебными формами жизни. Надо отметить, что космическая фауна у Хоули получилась разнообразной и поистине устрашающей. Кроме ожидаемого ксеноморфа, которого тут достаточно для создания нужной атмосферы гротескного ужаса, в сериале полно монстров, готовых вас убить. Также тут и пульсирующие органические сталактиты свисают с потолков, и кровососущие ползающие личинки норовят залезть прямо за шиворот, и даже есть злобный глаз с щупальцами, вселяющийся в тела своих жертв. Здесь каждый коридор и каждая каморка таит угрозу для жизни.

«Чужой: Земля», продакшен-дизайн: FX
«Чужой: Земля», продакшен-дизайн: FX

«Чужой: Земля», продакшен-дизайн: FX

Спецэффекты, костюмы, снаряжение, дизайн ― всё в сериале на высшем уровне: дорого, продуманно и в традициях фантастического реализма Ханса Гигера, легендарного художника первого «Чужого», который разработал для фильма Ридли Скотта дизайн ксеноморфа. Сериал умело воссоздаёт индустриальный ретрофутуризм в изображении будущего: никаких плоских тачскринов и современно выглядящих смартфонов, только аутентичные «пузатые» компьютеры, издающие антуражный писк, и аналоговые технологии. Визуально «Чужой: Земля» напоминает «Бегущего по лезвию» в плане минимализма и общего стиля, впрочем, с ещё одним творением Ридли Скотта сериал Ноа Хоули роднят и схожие философские идеи. Уже в первых сериях мы встречаем размышления на темы личности в век высоких технологий и, конечно же, искусственного интеллекта. Гибрид спрашивает киборга: «Ты робот?» А тот с досадой отвечает, что, к сожалению, нет, всё ещё слишком много в нём от человека.

Читайте также: Чем интересно аниме в жанре киберпанк

Вполне вероятно, что «Чужой: Земля» может стать центром всех философских идей франшизы. Кому, как не Ноа Хоули, такое под силу. В отличие от прошлогоднего «Ромула», в котором Феде Альварес слишком благоговейно относился к первоисточнику Скотта и буквально жаждал одобрения от праотца всей серии (естественно, получил), Хоули никогда не сотворял себе кумиров и не преклонялся перед авторитетами. Конечно же, его видение «Чужого» не отрицает базовых законов франшизы, в сериале множество уважительных кивков и аллюзий на каноны, однако сила Ноа Хоули как автора — в его методе постмодернистской деконструкции.

«Чужой: Земля», промо: FX

Он работает не с оригинальным материалом, а с известными франшизами, и на основе общедоступного инструментария создаёт поистине уникальные мелодии собственного сочинения. «Фарго» братьев Коэн ― идеальная криминальная комедия, но Хоули превратил её в настоящую американскую сагу. За пять сезонов он выработал свой собственный стиль: размашистые истории, эксцентричные персонажи, многослойное повествование, динамичная интонация. Он взял второстепенных персонажей марвеловских комиксов про Людей Икс и снял про них «Легион», с нуля переписавший саму концепцию супергероики. Шоу обладает ошеломляющим визуальным рядом, из-за чего получилось максимально странное и чарующе сюрреалистическое произведение. Всё это сделало Ноа Хоули идеальным кандидатом на пост шоураннера первого сериала в мире «Чужих», который всегда был богат на подтексты (корпоративная эксплуатация рабочих, ницшеанский вызов создателю, человеческая гордыня, наказанная собственными творениями). Это смелое, дерзкое и многообещающее шоу на основе известной вселенной, в которой, как оказалось, ещё столько интересных мест, захватывающих сюжетов и неизученных загадок мироздания.