В российском прокате «Человек-паук: Вдали от дома», второй фильм обновлённой франшизы, завершающий к тому же сюжетную арку «Саги бесконечности». Анастасия Сенченко рассказывает о том, почему это чуть ли не самый сентиментальный комикс от Marvel.
Осторожно: текст содержит спойлеры!
Главная сверхспособность Питера Паркера — усмирять амбиции студии Marvel. Первый сольник Паука обошёлся без богов и инопланетных захватчиков. Он как мог справлялся с ролью доброго соседа не только для жителей Квинса в фильме, но и для зрителей. Том Холланд играл подростка, а не героя, и тем самым сократил дистанцию между супергеройской вселенной и зрителем до минимума. Даже несмотря на участие Тони Старка подростковый фильм побеждал комикс и таким образом оживлял жанр.
Первую часть «Возвращение домой» Джон Уоттс начинал с заснятого на телефон эпизода «Противостояния» — субъективного взгляда подростка на Мстителей. Новую историю «Возвращение домой» он также начинает глазами школьников — с клипа, смонтированного ими в память о Мстителях под Уитни Хьюстон. Будто мир после большой войны не изменился и нас ждёт приятный летний эпизод без потрясений и значимых для развития вселенной событий. Но на самом деле новый Человек-паук отчётливо задаёт вектор дальнейшего развития на второе десятилетие Marvel.
Кадр из х/ф «Человек-паук: Вдали от дома»», реж. Д. Уоттс, 2019 г.
Еще в 2016-м, вернув Паука в родную вселенную, создатели подвергли его большой опасности — взрослению. До воссоединения оставаться подростком герою помогала только смена экранных воплощений, из-за чего история каждый раз начиналась заново. Студия Marvel, создавая свою многосерийную эпопею, сделала ставку не на условное, а на вполне реальное время зрителей. История, пусть и с флешбеками, развивалась поступательно и была привязана к реальному календарю. В «Войне бесконечности» Железный человек заявляет, что прошло 6 лет, после событий в Нью-Йорке — так и есть, с выхода первых «Мстителей» к тому моменту прошло именно 6 лет. И Танос тут, конечно, спутал карты: «Финал» перебросил нас на четыре года вперёд. И только Пауку такие фокусы со временем пошли на пользу — наконец-то он получил сюжетно обоснованную возможность не взрослеть. После Щелчка все воскресшие вернулись в том же возрасте, в то время как остальной мир стал на 5 лет старше.
В новом фильме, в отличие от первой части, Питер Паркер совсем не стремится спасать мир. Вокруг ещё свежи воспоминания об истреблении и финальном воскрешении. Тони Старк умер, чтобы жить вечно и приглядывать за спасённым миром с каждого билборда и граффити. Класс Питера едет на каникулы в Европу. В голове у него одноклассница ЭмДжей (Зендея), романтические мечты о Венеции и Эйфелевой башне, первых признаниях и поцелуях. И когда тётя Мей (Мариса Томей) проверяет «паучье чутьё» племянника, бросая в него банан, Паркер тест намеренно проваливает. И мне, как утомленному не меньше Человека-паука зрителю, легко его понять. Кинотеатры, кажется, только вчера сменили афиши. Но дальновидная Мей всё же незаметно добавит костюм к багажу. Её настойчивое желание, чтобы племянник лишний раз рискнул жизнью, даже озадачивает.
Европейское турне Паука ожидаемо не обойдется без глобальных разрушений. В Европе одна за другой восстают стихии. В Венеции, что симптоматично, вода обретает форму монстра и крушит всё вокруг. Что-то неумолимо начинает перетягивать историю из романтической комедии в блокбастер. Паркер упирается и до последнего не хочет принимать участие в спасении мира — ещё бы, вы попробуйте показать подростку то, что ему не нравится. Ник Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон) в какой-то момент даже воскликнет: «Да ладно! Ты же в космосе был!», дивясь на паучью несознательность.
Правда, Фьюри вербует всегда готового к подвигу Мистерио (Джейк Джилленхол), но поклонники наверняка знают, что новый герой не так-то прост. Герой Джилленхола — мастер зрелищных постановок, одержимый идеей сделать представление частью реальности в расчёте, что никто не заметит подлога. В прошлом он — Квентин Бек, учёный, чей проект дополненной реальности Старк закрыл как неперспективный. И теперь уже в качестве Мистерио он становится режиссёром собственной картины, способной кому угодно испортить каникулы. В итоге между блокбастером и романтической комедией разворачивается нешуточная борьба. А Паук отважно спасает зрителя от спецэффектов. И сложно быть в этом не на его стороне.
Кадр из х/ф «Человек-паук: Вдали от дома»», реж. Д. Уоттс, 2019 г.
Сама идея такого метакомментария, борьбы с традицией после окончания главной войны, впечатляет. Создатели в форме приятного и лёгкого летнего экшена демонстрируют полное осознание, что прошлое не повторить. Истории больше нельзя рассказывать так, как это делали режиссёры в предыдущих фазах. Пантеон героев сложился, и никому уже не прославиться, спасая Заковию или Нью-Йорк. Мистерио этого не понимает и терпит поражение, потому что не способен создать зрелище не по готовому лекалу. Те иллюзии, которые он может нам показать, мы уже где-то видели. И главная его ошибка — в утверждении, что человечество готово поверить в любую ерунду. Нет, зрители уже более избирательны. Пришло время школьных видео с ютуба и сториз, с которых и начинаются фильмы о Пауке. Неудивительно, что именно сториз и помогает Питеру Паркеру оказаться в нужном месте в решающий момент.
Смотрите ролик проекта «Эволюция киногероев о Человеке-пауке:
Но, как ни печально, кажется, для супергероя-школьника настало то самое лето, в которое нужно прощаться с детством. В наследство от Старка он получает очки и неограниченный доступ к информации и боевым дронам. Возникающие голографические образы и подсказки — всё та же искажённая технологиями реальность, нужно только определиться, на чьей ты стороне. В целом же «Человек-паук: Вдали от дома» — история постепенного взросления вечного подростка, которое даже Танос не сможет остановить. Недаром в новом фильме так много перекличек с «Железным человеком 3». В той истории Тони Старк тоже сражался с шоуменом и был вынужден выбирать между возлюбленной и долгом. Сначала Паркер примеряет очки Старка, потом уже в его самолете, с его помощником создаёт себе новый костюм. Так в Питере чем ближе к финалу, тем отчётливее начинает проявляться наследник всем знакомого героя, наблюдающего за вселенной с разукрашенных стен и видеоклипов школьников.