До проката добрался франко-бельгийский триллер Арно Малерба «Бойся темноты». Женщина с ребёнком бежит от абьюза в надежде на новую жизнь. Тимур Алиев — о том, почему в деревенской темноте нет ничего по-настоящему страшного.
Хлоя (Ана Жирардо, сбежавшая в хоррор из мелодрамы «Он и она») кажется обычной женщиной средних лет. Вместе с глухонемым сыном Жюлем (Джованни Пуччи, юный Рэми из сериала «Лестница») она приезжает в деревню из города. Казалось бы, это обычный сельский уик-энд жителей мегаполиса, которые захотели развеяться, пока отец днями и ночами пропадает на работе. Такую картину легко представить, но в мире Арно Малерба все краски гораздо гуще — женщина с ребёнком бегут от мужа-абьюзера (в одном из эпизодов Хлоя детально описывает издевательства супруга).
Этот сюжетный паттерн «город — сосредоточение зла и дурные воспоминания, деревня/природа — шанс начать с чистого листа» отчего-то повторяется раз за разом в самых разных картинах.
Джесси Бакли приезжает в деревню после смерти мужа в «Роде мужском», Шана Керслэйк отправляется в ирландскую глушь с сыном в хорроре «Другой». В картине Арно Малерба происходит нечто подобное, причём с теми же настораживающими триггерами. Ожидание дружелюбных соседей рушится при встрече с холодными и молчаливыми охотниками — оказывается, в окрестностях водится дикий зверь, что пожирает домашний скот. Гармония в школе для сына с особенностями оборачивается буллингом и отсутствием чувства безопасности — не так давно в деревне пропал мальчик, ровесник Жюля.
«Бойся темноты» настораживает уже на середине, когда в кадре впервые появляется чудовище. Ну, как появляется… мелькает в ночной тиши. Вероятно, по замыслу режиссёра, зритель должен быть поглощён этой короткой сценой, будто перед нами чудовища из вселенной «Таинственного леса» М. Найта Шьямалана. Но в действительности на эффектах, кажется, попросту сэкономили: мальчик, до смерти испугавшийся то ли монстра, то ли того, что он сам себе придумал, сводит с ума мать, которая ему нисколько не доверяет.
Классические скримеры, во время которых перехватывает дыхание, в какие-то моменты всё же срабатывают. А вот попытки создать саспенс — через удручающую медлительность повествования (привет слоубёрнерам), топорно-тревожный саундтрек и томные взгляды жителей деревни при виде мальчика — терпят бедствие ещё «на берегу»; сразу понимаешь, чего ждать, и не особенно проникаешься эстетикой сельского кошмара.
Чёрт с ней, с историей — сюжет может не хватать звёзд с неба, если внимание зрителей притягивают к себе мастерские отыгрыши артистов на экране, необъяснимая харизма или простое человеческое обаяние. Увы, этого лишены и Ана Жирардо, не сбросившая с себя амплуа «девушки, которой требуется сильное мужское плечо», и Джованни Пуччи, подолгу хранящий молчание в кадре, но не способный полноценно передать страх и тревогу. Появляющийся позднее Самуэль Жуи (играет местного врача и объект интереса одинокой Хлои) выделяется подчёркнутой маскулинностью пополам с духом зла (Жюль считает, что он и есть тот самый монстр), но глобально положение не спасает.
Подвешивая множество «чеховских ружей» в самом начале, лента Арно Малерба постепенно забывает о том, какое количество выстрелов ожидается в конце, и… просто оставляет всё как есть, может, само устроится.
«Бойся темноты» очень хочет казаться — отменным триллером, завораживающей сказкой, наконец, фантастикой о потаённых страхах рода человеческого (в лице юного поколения, к которому принадлежит Жюль). Но казаться — не значит быть.