
С 8 мая на отечественных больших экранах можно посмотреть приключенческую сказку «Очи» дебютанта Исайи Сэксона. Впервые студия А24 заходит на территорию семейной аудитории. Премьера картины прошла на «Сандэнсе» этого года. Максим Ершов объясняет, почему это не просто фильм про побег от навязанных правил в лес и обретение настоящего друга, но и кино о большой любви, которая способна победить многолетнюю войну.
На покрытом лесами гористом острове Карпатия посреди Чёрного моря уже много сотен лет бок о бок живут люди и загадочные мохнатые существа очи. Звери внешне напоминают приматов: взрослые особи достигают почти человеческого роста, покрыты рыжей шерстью, с синими мордочками и большими чёрными глазами. Люди винят очи во всех своих бедах. Мохнатые звери вроде бы поедают домашний скот, а иногда даже нападают на сельских жителей. Хотя точно никто сказать не может.
Девочка-подросток в жёлтой куртке и розово-голубой обуви Юрайя (Хелена Ценгель) живёт на ферме с отцом Максимом (Уиллем Дефо) и старшим сводным братом Петро (Финн Вулфхард). Мальчик — сирота, но Максим уже несколько лет воспитывает его как родного сына. Мама Юрайи Даша (Эмили Уотсон) много лет назад ушла в горы, больше её никто не видел. Муж проклинает супругу последними словами, дочь скучает. Максим собирает отряд мальчиков-подростков и каждую ночь ходит в лес воевать с диковинными существами. Однажды Юрайя обнаруживает раненого малыша очи, проникается к нему симпатией и убегает из дома в надежде доставить зверушку маме. Отец девочки и его юные помощники бросаются в погоню.
Сегодня дружба человека и неизученного существа кажется ещё менее вероятной, оттого нежные чувства Юрайи и малыша очи могут вызвать слёзы.

«Очи» — полнометражный дебют американца Исайи Сэксона, который прежде снимал короткие метры и видеоклипы. Самые известные работы автора в музыкальной индустрии: ролики Knife для группы Grizzly Bear, Wanderlust для Бьорк и Boys Latin для Panda Bear. Уже больше 15 лет Сэксон живёт в коммуне в калифорнийском городке Эптос, обитатели которой занимаются сельским хозяйством, построили собственные дома, а ещё создают компьютерную анимацию для различных проектов. Автор одержим слиянием природы и современных технологий, что находит отражение в «Очи».
Идею первого полного метра режиссёр вынашивал в течение нескольких лет. Бюджет «Очи» составляет скромные для приключенческого фэнтези 10 миллионов долларов. Сэксон, наследуя приключенческому кино 1980-х, создатели которого не могли использовать компьютерную графику, обращается к практическим эффектам. Очи в фильме не нарисованы на компьютере, а представляют собой куклы с аниматронной головой. Движениями туловища существа управляют несколько кукловодов. Часть съёмок картины проходила в лесах Трансильвании, а также на студии в Румынии, в которой были использованы нарисованные вручную задники. «Очи» — редкая для современного кино оригинальная авторская сказка.
Сэксон признаётся, что изначально занялся съёмками музыкальных роликов, вдохновившись ранними рукотворными клипами Мишеля Гондри и Спайка Джонса. Режиссёр говорит, что «Кес» Кена Лоуча, «Мой сосед Тоторо» Хаяо Миядзаки, «Освободите Вилли» Саймона Уинсера и «Ведьмы» Николаса Роуга оказали наибольшее влияние на сюжет и киноязык «Очи». И композиция кадра, и выбранная палитра с яркими костюмами и мрачноватым лесом напоминают «Королевство полной луны» Уэса Андерсона. Однако трудно также не заметить сходство фильма с «Инопланетянином» Стивена Спилберга или «Бесконечной историей» Вольфганга Петерсена. Наверняка неслучайно на роль второго плана выбран Финн Вулфхард, звезда «Очень странных дел» — другого проекта, ностальгирующего по 1980-м и воспевающего их. Сегодня дружба человека и неизученного существа кажется ещё менее вероятной, оттого нежные чувства Юрайи и малыша очи могут вызвать слёзы.
Фильм Сэксона напоминает, что любой конфликт можно решить, если пытаться искать общий язык, с соседями всегда лучше жить в дружбе, а многие противоречия носят лишь внешний характер.




Маленький очи рискует стать любимцем детей, а плюшевые игрушки зверька наверняка станут хитом. Милое существо одновременно напоминает Чебурашку, могвая Гизмо и Грогу. Неудивительно, что Юрайя не поверила в кровожадность очи. А ещё зверьки разговаривают на удивительно красивом переливчатом языке. Попытка наладить коммуникацию — центральная тема фильма. С одной стороны, люди враждуют с очи, толком и не пытаясь найти общий язык. С другой, у Юрайи нет доверительных отношений с отцом, а мать ещё нужно найти. Путешествие с очи в капюшоне — первое опасное, но одновременно терапевтическое приключение в жизни девочки. Подростку пора разобраться в себе и найти собственный путь, не слушать воинственного отца и местные легенды.
«Очи» — действительно семейное кино, причём не излишне сахарное, как многие современные произведения студии Disney. Неудивительно, что в первой сказке студии А24 собрались первоклассные актёры и создан оригинальный мир: здесь нет компьютеров и мобильных телефонов, но в нескольких километрах от деревни можно отыскать супермаркет и машины из 1970-х. Дети будут рады посмотреть на милейших зверюшек, родителей же порадуют не только знакомые лица на экране, но и духоподъёмная история примирения. Масштабные события на экране соседствуют с личным сюжетом. Юрайя обретает семью и нового друга, а люди и очи складывают оружие. В очередной раз, когда взрослые не способны завершить многолетнюю вражду, на помощь приходят невинные маленькие герои. Фильм Сэксона напоминает, что любой конфликт можно решить, если пытаться искать общий язык, с соседями всегда лучше жить в дружбе, а многие противоречия носят лишь внешний характер. Увы, подобные элементарные правила сегодня реализуются только в сказках. Пусть и не самых глупых.