
На этой неделе в зарубежных кинотеатрах выходит долгожданный фильм Пола Томаса Андерсона «Битва за битвой» с Леонардо ДиКаприо, Бенисио Дель Торо и Шоном Пенном. Иностранные критики уже успели прозвать фильм лучшим в этом году и посулили ему все главные «Оскары». Кинокритик Тамара Ходова разбирается, действительно ли фильм стоит такого хайпа и чему нас хочет научить американский режиссёр.
Новый фильм Пола Томаса Андерсона «Битва за битвой» можно смело назвать одним из самых ожидаемых проектов 2025 года. Прежде всего, это новый фильм Андерсона, уже давно ставшего одним из главных культовых режиссёров мира, живым классиком и вообще гением, который не может снять что-то плохое. Во-вторых, это его первая совместная работа с другой легендой — Леонардо ДиКаприо, который очень избирательно относится ко всем своим проектам. В-третьих, это не просто фильм, но настоящий экшен с внушительным бюджетом. Если раньше бюджет всех «престижных» картин Андерсона колебался в районе максимум $40 млн, то на «Битву за битвой», по разным подсчётам, выделили до $150 млн. Учитывая, что только два его фильма («Ночи в стиле буги», «Нефть») из девяти окупились в прокате, это невероятный риск для студии Warner Bros., почему-то решившей неожиданно поверить в авторское кино во времена глубочайшего кризиса кинотеатрального проката.
Масла в огонь подлили и американские критики, которым уже удалось посмотреть фильм. «Битву за битвой» без преувеличения называют лучшим фильмом года, лучшим студийным фильмом за последние 15 лет, победителем «Оскара-2026», самым актуальным комментарием о состоянии современной Америки и много чем ещё. Рейтинг фильма на агрегаторе Rotten Tomatoes держится на завидных 97 %, а на Letterboxd, куда постят не только профессиональные критики, но и обычные зрители, оценки редко опускаются ниже 4 баллов из 5. Так о чём весь шум?
Читайте также: Мартин Скорсезе в восторге от «Битвы за битвой» Пола Томаса Андерсона
Леонардо ДиКаприо играет прожжённого революционера Боба Фергюсона по кличке Ракета, который состоит в подпольном движении French 75. Те не верят в мирное урегулирование споров и считают, что фашистский капиталистический режим в США можно одолеть только силой. Вместе с его подругой, рьяной революционеркой Перфидией (Тейяна Тейлор), и группой таких же идейных борцов они нападают на полицию в лагерях для беженцев, выпускают из клеток нелегальных мигрантов, грабят банки и взрывают административные здания.
Их главный враг на пути к светлому будущему — полковник Стивен Локджо (Шон Пенн), который заинтересован не столько в French 75, сколько в соблазнительных формах Перфидии. Революционная романтика заканчивается, когда та беременеет, а после рождения дочери Шарлин попадает в тюрьму, где рассказывает всё о своих товарищах. Боб скрывается вместе с Шарлин (во взрослом возрасте её сыграла дебютантка Чейз Инфинити) и завязывает с революционной борьбой, но через 15 лет полковник вычисляет бывших борцов с системой и приезжает в их маленький городок, чтобы забрать Шарлин себе.

Пол Томас Андерсон давно не был так прямолинеен и действительно создаёт полотно о современной Америке. О своей стране он высказывался уже не раз, например, в гениальной «Нефти», где показывал, как капиталистическая жадность приводит к полнейшему саморазрушению. А в недавней «Лакричной пицце» он поностальгировал об Америке семидесятых и создал своеобразный фильм о взрослении. На этот раз Андерсон устроился поудобнее напротив печатной машинки и решил рассказать соотечественникам, как они дошли до жизни такой и что со всем этим делать.
И делает он это со специфическим андерсоновским юмором. Одни говорящие имена героев чего стоят. Перфидия (в переводе с латинского «предательство» и «вероломство») в сочетании с кричащей фамилией Беверли Хиллз, намекающей на её богатое происхождение. Главного злодея Андерсон наградил фамилией Локджо (Lockjaw), что буквально означает болезнь, при которой сводит челюстные мышцы, и сразу же рисует перед нами образ упрямого солдафона, который никогда не отступит от своей цели.
В противоположность ему Бенисио Дель Торо играет Серхио Карлоса с приставкой «St.», то есть «святой», и на протяжении фильма довольно быстро станет понятно, что он не просто тренер по карате, а настоящий «сенсей» и спаситель. В общем, режиссёр явно получает удовольствие от действия и не относится к нему слишком серьёзно. Чего только стоит секретная организация (подробности не будем раскрывать из-за спойлеров), которая поклоняется Санта-Клаусу. Как говорится, шутка смешная, ситуация страшная. Таким образом Андерсон создаёт как бы фэнтезийную реальность на основе жуткой действительности, парадоксальным образом сочетая притчу с привязкой к месту и времени.

Читайте также: Рецензия на «Лакричную пиццу» Пола Томаса Андерсона
Несмотря на такую прямолинейность, режиссёр даёт пространство для своих актёров развернуться на полную. И если Пенн играет ходячую пародию, удаётся ему это с полнейшей серьёзностью и отдачей, которые не вызывают ни единого сомнения в мотивации персонажа. В то же время Дель Торо играет своего героя лёгкими акварельными мазками, обрисовывающими настоящую глыбу и «революционера здорового человека». Он не пускает пыль в глаза громкими лозунгами и яркими взрывами, но потихоньку ведёт «подрывную» работу во благо человека.
Ну и, конечно, когда наблюдаешь за развитием персонажа ДиКаприо, сразу становится понятно, почему актёр решил взяться именно за этот проект. Его Боб Фергюсон — довольно поверхностный революционер, который взялся за это непростое дело даже не в силу убеждений, а по стечению обстоятельств. Его идеологическая лодка быстро ломается о неприглядную реальность. В итоге Боб — это трагикомический персонаж, усталый взрослый, чей революционный пыл потушили десятилетия курения и алкоголизма. И его единственной целью в жизни стала любимая дочь, которая явно не разделяет паранойи отца. ДиКаприо мастерски изображает страх, нежность, неуверенность и ярость, сочетающиеся в этом потерянном лузере, что также становится одним из главных комедийных источников фильма.
Актёра отлично дополняет дебютантка Чейз Инфинити, перед которой стоит невероятно сложная задача — стать сильным спарринг-партнёром для настоящих глыб мирового кино. Несмотря на всю революционную повестку, именно отношения отца и дочери становятся сердцем фильма и главной идеей для самого режиссёра. Борьба с режимом — это, конечно, хорошо, но его герой — прежде всего отец, борющийся за благополучие своей дочери, что придаёт «Битве за битвой» неожиданную сентиментальность. Да и выход для всего мира Андерсон видит именно в молодом поколении. Он как будто говорит, что взрослые уже своё отвоевали и надежды возлагаются на детей (а у Андерсона их, например, целых четверо).

В художественном плане Андерсон демонстрирует масштаб — здесь и формат IMAX, и 35-мм плёнка VistaVision, к которой не прибегали со времён голливудских блокбастеров 1960-х. Следом — взрывы, перестрелки и даже автомобильные погони, которые он снимает в оригинальном и в таком же ироничном стиле. Фильм медленно разгоняется и так же медленно тормозит в конце, отчего теряет в энергии, но второй и самый яркий акт, подстёгнутый экспериментальным джазовым саундтреком Джонни Гринвуда, полностью сбивает с ног и захватывает в свой вихрь. Внушительные 2 часа 40 минут действительно проходят практически незаметно.
«Битву за битвой» можно смело назвать одним из самых доступных, «мейнстримных» фильмов Андерсона, особенно если сравнивать его с такими экспрессионистскими полотнами, как «Врождённый порок». При этом, даже несмотря на наличие экшена, картину нельзя назвать масштабной или заслуживающей похода в IMAX. Хотя посмотреть её на большом экране с хорошим звуком, безусловно, стоит. Это смешной, необычный фильм, буквально хватающий наши реалии за глотку. А учитывая мастерство Андерсона, которое он доказывал не раз и доказал сейчас, «Битва за битвой» — это настоящее синефильское удовольствие.
Однако можно ли назвать его лучшим в 2025 году и уж тем более лучшим студийным фильмом за 15 лет? Всё-таки восторги американских критиков стоит воспринимать с долей скептицизма. Пол Томас Андерсон всегда был любимчиком синефилов, что, к сожалению, никак не вылилось в финансовый успех, а с внушительным бюджетом перед ним стоит сложная задача убедить в своей гениальности и массового зрителя. Для Warner Bros. это ещё и вложение в престиж компании, поэтому студия наверняка предпримет для фильма оскаровскую кампанию, и у «Битвы за битвой» есть реальные шансы получить целую охапку номинаций. А вот сможет ли фильм выиграть — уже другой и более болезненный вопрос. Андерсон не скрывает своих крайне либеральных взглядов, и если Американская академия выберет его работу, это будет не просто художественное решение, но политическое заявление в весьма нестабильном политическом климате США.