В кинотеатрах идёт новый фильм Дмитрия Дьяченко «Бешенство», сценарий которого написан по следам реальных событий — эпидемии бешенства, которая произошла в Амурской области в 2019 году. Катя Загвоздкина посмотрела «Бешенство» и рассказывает, почему этот фильм обманет ожидания зрителей, но не разочарует их.
Холодной зимой в глухую сибирскую деревню приезжают бизнесмен Игорь (Алексей Серебряков) и его сын Володя (Всеволод Володин), который сидит на наркотиках. Зарубежные рехабы не помогли Володе победить зависимость, и отец решил сам заняться спасением сына — привёз его «переломаться» в охотничий домик в тайге. Но с самого начала всё идёт не по его плану: во-первых, сын не собирается его слушать. Во-вторых, рядом с деревней заметили бешеных волков — они уже загрызли нескольких человек и, как предупреждает вызванный после очередной атаки егерь (Александр Устюгов), будут нападать снова.
Даже если режиссёр Дмитрий Дьяченко ничего больше не снимет, он войдёт в историю как создатель «Чебурашки». Этот фильм («Чебурашка» с «Бешенством» вышли с разницей меньше двух месяцев) стал абсолютным рекордсменом в российском прокате — за его достижения (более 6 млрд рублей сборов) журналисты окрестили его «Чебуратором». Но, принимая во внимание фильмографию Дьяченко, этот успех не кажется совершенной неожиданностью — он и прежде снимал проекты громкие и масштабные, в том числе трилогию про Последнего богатыря, сериал «Кухня», «День радио» и «О чём говорят мужчины» с «Квартетом И». Но всё это были семейные проекты.
Перед премьерой «Бешенства» Дьяченко признавался, что этот фильм стал для него своего рода экспериментом, он пошёл на большой риск — впервые выступил в жанре триллера. И все формальные черты триллера есть в «Бешенстве»: тревожная музыка (её написал Дмитрий Селипанов), которая не предвещает ничего хорошего. Холодная приглушённая гамма, в которой доминирует синий цвет. Сцены, в которых герои, высвечивая путь фонариком, идут по ледяной пустыне (привет фильму Джона Карпентера «Нечто»). Наконец, зрелищные, внезапные и оттого ещё более страшные атаки волков — на площадке были настоящие животные (те же, что снимались в «Сумерках»). То, что невозможно было снять с их участием, позже дорисовали на компьютере. По-настоящему страшным фильм делает то, что он основан на реальных событиях: работа над сценарием (его написал Алексей Казаков) началась после эпидемии бешенства, произошедшей в Амурской области в 2019 году.
Но «Бешенство» — не то, чем может показаться по трейлеру или завязке. Дмитрий Дьяченко снова снял семейное кино. Волки с горящими глазами (напоминающие упоротые чучела из мемов) — своего рода катализатор драмы. Самым страшным врагом оказываются не они, а наркотики, из-за которых люди теряют себя и предают близких. «Бешенство» — это реквием по мечте сходить с сыном на охоту, один из самых сильных фильмов о том, что наркотики — это зло, снятых на русском языке.
Но это не камерная семейная драма, а кино масштабное, снятое с размахом. На это намекают уже открывающие фильм кадры — он начинается со съёмки (оператор — Юрий Никогосов) бескрайних просторов, заснеженных лесов и гор, для эффектности перевёрнутых вверх ногами.
У «Бешенства» получается и напугать, и увлечь, и впечатлить, и растрогать зрителя, и заставить его задуматься. И последние десять минут фильма, когда зрителю ещё раз озвучат мораль, — пожалуй, лишние. С другой стороны, они ещё сильнее укрепляют в мысли, что Дьяченко — наш Спилберг, который любит рассказывать простые семейные истории, но так, чтобы они становились блокбастерами.