«Бешенство»: режиссёр «Чебурашки» снял триллер про волков

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Фильм «Бешенство»

В кинотеатрах идёт новый фильм Дмитрия Дьяченко «Бешенство», сценарий которого написан по следам реальных событий — эпидемии бешенства, которая произошла в Амурской области в 2019 году. Катя Загвоздкина посмотрела «Бешенство» и рассказывает, почему этот фильм обманет ожидания зрителей, но не разочарует их.

Холодной зимой в глухую сибирскую деревню приезжают бизнесмен Игорь (Алексей Серебряков) и его сын Володя (Всеволод Володин), который сидит на наркотиках. Зарубежные рехабы не помогли Володе победить зависимость, и отец решил сам заняться спасением сына — привёз его «переломаться» в охотничий домик в тайге. Но с самого начала всё идёт не по его плану: во-первых, сын не собирается его слушать. Во-вторых, рядом с деревней заметили бешеных волков — они уже загрызли нескольких человек и, как предупреждает вызванный после очередной атаки егерь (Александр Устюгов), будут нападать снова.

Кадр из фильма «Бешенство», реж. Дмитрий Дьяченко

Даже если режиссёр Дмитрий Дьяченко ничего больше не снимет, он войдёт в историю как создатель «Чебурашки». Этот фильм («Чебурашка» с «Бешенством» вышли с разницей меньше двух месяцев) стал абсолютным рекордсменом в российском прокате — за его достижения (более 6 млрд рублей сборов) журналисты окрестили его «Чебуратором». Но, принимая во внимание фильмографию Дьяченко, этот успех не кажется совершенной неожиданностью — он и прежде снимал проекты громкие и масштабные, в том числе трилогию про Последнего богатыря, сериал «Кухня», «День радио» и «О чём говорят мужчины» с «Квартетом И». Но всё это были семейные проекты.

Перед премьерой «Бешенства» Дьяченко признавался, что этот фильм стал для него своего рода экспериментом, он пошёл на большой риск — впервые выступил в жанре триллера. И все формальные черты триллера есть в «Бешенстве»: тревожная музыка (её написал Дмитрий Селипанов), которая не предвещает ничего хорошего. Холодная приглушённая гамма, в которой доминирует синий цвет. Сцены, в которых герои, высвечивая путь фонариком, идут по ледяной пустыне (привет фильму Джона Карпентера «Нечто»). Наконец, зрелищные, внезапные и оттого ещё более страшные атаки волков — на площадке были настоящие животные (те же, что снимались в «Сумерках»). То, что невозможно было снять с их участием, позже дорисовали на компьютере. По-настоящему страшным фильм делает то, что он основан на реальных событиях: работа над сценарием (его написал Алексей Казаков) началась после эпидемии бешенства, произошедшей в Амурской области в 2019 году.

Кадр из фильма «Бешенство», реж. Дмитрий Дьяченко

Но «Бешенство» — не то, чем может показаться по трейлеру или завязке. Дмитрий Дьяченко снова снял семейное кино. Волки с горящими глазами (напоминающие упоротые чучела из мемов) — своего рода катализатор драмы. Самым страшным врагом оказываются не они, а наркотики, из-за которых люди теряют себя и предают близких. «Бешенство» — это реквием по мечте сходить с сыном на охоту, один из самых сильных фильмов о том, что наркотики — это зло, снятых на русском языке.

Но это не камерная семейная драма, а кино масштабное, снятое с размахом. На это намекают уже открывающие фильм кадры — он начинается со съёмки (оператор — Юрий Никогосов) бескрайних просторов, заснеженных лесов и гор, для эффектности перевёрнутых вверх ногами.

Кадр из фильма «Бешенство», реж. Дмитрий Дьяченко

У «Бешенства» получается и напугать, и увлечь, и впечатлить, и растрогать зрителя, и заставить его задуматься. И последние десять минут фильма, когда зрителю ещё раз озвучат мораль, — пожалуй, лишние. С другой стороны, они ещё сильнее укрепляют в мысли, что Дьяченко — наш Спилберг, который любит рассказывать простые семейные истории, но так, чтобы они становились блокбастерами.