«Барби»: бунт в пластмассовом мире

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Барби», реж. Грета Гервиг, 2023. Фото: Warner Bros.

«Барби» Греты Гервиг стала доступна в зарубежных онлайн-кинотеатрах и на больших отечественных экранах. Картина с Марго Робби и Райаном Гослингом собрала в прокате более 1,4 млрд долларов и стала самым кассовым фильмом года. Наверняка «Барби» будет активным участником оскаровской гонки. Максим Ершов восхищается оригинальной формой и не впечатляется простоватым содержанием летнего блокбастера.

В Барбиленде, волшебной пластиковой стране победившего розового цвета, всё тихо и спокойно, поскольку куклы компании Mattel одинаково проживают один день за другим. Барби занимает должность президента государства, Барби удостаивается Нобелевской премии по литературе, Барби заседают в Верховном суде, Барби устраивают вечеринки. В общем, Барби могут быть кем угодно, у Кенов забот поменьше: нужно посверкать мышцами на пляже и потанцевать на очередной тусовке.

Кадр из фильма «Барби», реж. Грета Гервиг, 2023. Фото: Warner Bros.

Но однажды стереотипная Барби (Марго Робби) вдруг задаётся вопросом о смерти и сталкивается с экзистенциальным кризисом, идеальный мир рушится в одно мгновение. Утренний пластиковый тост сгорает, ноги становятся плоскими (непонятно, как теперь влезать в туфли на высоком каблуке), а ещё она неловко падает. Грустная Барби сначала встречается со странной Барби (Кейт МакКиннон), которую изуродовала владелица, а затем отправляется в реальный мир Лос-Анджелеса, где живёт хозяйка куклы. Пора бы разобраться, что тревожит девочку. За Барби увязывается влюблённый в неё Кен (Райан Гослинг).


Картина Греты Гервиг вызывала интерес ещё с момента официального объявления старта съёмок и каста. Сценарий постановщица написала вместе с супругом и соратником Ноа Баумбаком. Как независимый автор будет снимать кино про кукол гигантской бездушной корпорации? Сможет ли Гервиг сохранить свой голос, или на выходе получится очередной продюсерский проект-мутант без лица? Яркие розовые кадры с колесящими по Калифорнии на роликовых коньках Робби и Гослингом вызывали дополнительный интерес у широкой аудитории, которая не видела постановщицу в мамблкорах Баумбака, Джо Сванберга и братьев Дюпласс.


А когда стало известно, что две громкие премьеры года — «Барби» и «Оппенгеймер» — выйдут в июле в один день, интернет наполнился мемами, скрещивающими фильмы Гервиг и Нолана. В выигрыше показались все — уже можно с уверенностью сказать, что обе картины стали коммерчески успешными и получили положительные отзывы зрителей и критиков. Интересно, будут ли «Барби» и «Оппенгеймер» идти за ручку по страницам истории кино, например, лет через 15. Союз странный.

Картина Гервиг с первых же минут впечатляет проработанностью и детализированностью пластмассового мира. Гигантские декорации художницы-постановщицы шестикратной номинантки на «Оскар» Сары Гринвуд, лишённые чрезмерной сексуальности наряды нежнейших цветов двукратной обладательницы наград Американской киноакадемии Жаклин Дюрран и тонкая работа со светом оператора Родриго Прието, в последние годы постоянно сотрудничающего с Мартином Скорсезе, сразу же погружают зрителей в выдуманную реальность. Но при этом кажется, что Барбиленд находится в нескольких километрах от тебя, всё можно потрогать и прочувствовать.

Фильм вроде бы внешне напоминает очередную работу Уэса Андерсона, но от него нет ощущения игрушечности, хотя это предельно условный мир. Пластмассовые декорации становятся словно бы театральными подмостками, запоминающимися, красочными, контрастирующими с основными сюжетными событиями. Как и положено фэнтези-антиутопии в духе «Волшебника стране Оз», «Барби» затрагивает совсем не детские вопросы. Как, например, не почувствовать себя куклой в собственной жизни? Как перестать плыть по течению, в котором комфортно существовал последние годы? Как докопаться до истинного себя? Как выделиться из серой толпы и максимально раскрыть свой потенциал? Поначалу Барби в исполнении Робби только чувствует, что в её жизни что-то не так, а уже ближе к концу сталкивается с ворохом экзистенциальных вопросов.

Кадр из фильма «Барби», реж. Грета Гервиг, 2023. Фото: Warner Bros.

Сценаристы картины хорошо подготовились к съёмкам и прекрасно знали даже не самых популярных и давно снятых с производства кукол компании Mattel. У большинства персонажей есть прототипы, в том числе и у странной Барби с видеокамерой на спине или у Барби с надувающейся огромной грудью. Отдельного упоминания достоин друг Кена уморительный Аллан (Майкл Сера), обаятельный неудачник, который даже в мире красавчиков-бойфрендов Барби выглядит белой вороной. Также на экране появляется Рут Хэндлер, придумавшая знаменитую куклу и назвавшая её в честь своей дочери Барбары.


Фильм Гервиг — шедевр режиссёрской эквилибристики. Автору приходится одновременно аккуратно и ненавязчиво рекламировать профинансировавшие картину Mattel и Warner Bros., но в то же время иронизировать над капиталистами. Так объектами для насмешек становятся «Крёстный отец», «Снайдеркат» и толпа суетливых и недальновидных мужчин во главе компании, которая производит пластмассовых кукол для девочек.


Любопытно наблюдать не только за приключениями Барби, но и метаниями Кена. Он всегда был лишь красивым дополнением к своей подружке. Кен не существует без Барби, но кто он тогда? Великолепный Гослинг, заслуживающий «Оскар», сначала играет наивного влюблённого, затем превращается в пугающего диктатора-мизогина, а в итоге оборачивается несчастным парнем с кризисом идентичности. Да, Гервиг обличает патриархат, и это слово в кадре звучит, может быть, слишком часто, но в то же время автор не забывает и о новом положении мужчин в современном мире. Кену ещё предстоит понять, кто он такой. Пока мы видели его в двух крайних точках: властителя Барбиленда и верной собачки своей подружки.

Кадр из фильма «Барби», реж. Грета Гервиг, 2023. Фото: Warner Bros.

Во второй половине комедия превращается в учебник по основам феминизма, который будет доступен зрителям разных возрастов, национальностей и культур. Гервиг не говорит ничего принципиально нового, но упаковывает важные соображения в развлекательную форму. Хочется просто порадоваться, что самым кассовым фильмом года стал не очередной блокбастер Marvel и 100-я часть «Форсажа», а оригинальное кино, в котором полёт фантазии сочетается с образовательной программой. На самом деле это оптимистичный фильм о том, что однажды Кен и Барби будут счастливы, вместе или порознь, без навязанных обществом правил и стандартов, без войны полов и без необходимости кому-либо что-то доказывать. В общем, куклы просто будут собой.

Читайте также
Монстры живут среди нас: рецензия на сатирический хоррор «Граф»
На Netflix состоялась премьера сатирического хоррора «Граф» — нового фильма чилийского режиссёра Пабло Ларраина, получившего приз за лучший сценарий на 80-м В...
«Звук свободы»: тяжёлая картина о современном рабстве
Нашумевший триллер на больную тему.
«Бери да помни» — грустный фильм о прощании с детством
14 сентября в российский прокат выходит полнометражный дебют татарского режиссёра Байбулата Батуллина «Бери да помни». Ещё до премьеры картина сумела покорить...
«Чувства Анны»: зов из космоса
Хотя на фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон» большее внимание уделяется сериальной программе, не стоит забывать и о фильмах, которые завершают каждый де...
«Гнев материнский»: детективный триллер с Хилари Суэнк
7 сентября в российский прокат вышел детективный триллер «Гнев материнский» с Хилари Суэнк в главной роли. Сюжет вращается вокруг журналистки, которая хочет н...
Иранское зазеркалье: рецензия на нуарный триллер «Вычитание»
В российский прокат выходит новый фильм иранского режиссёра Мани Хагиги — нуарный триллер «Вычитание», оригинально интерпретирующий классический сюжет о доппе...
Также рекомендуем
Самая обсуждаемая премьера недели (ну, может быть, наравне с «1917») — новый фильм Греты Герви...
Возможные грядущие экранизации масштабного фантастического цикла.
История неснятого фильма, который опережал своё время.
Самая обсуждаемая премьера недели (ну, может быть, наравне с «1917») — новый фильм Греты Герви...
Возможные грядущие экранизации масштабного фантастического цикла.
История неснятого фильма, который опережал своё время.

Последние новости

Пресса в восторге от байопика Боба Дилана с Тимоти Шаламе
Актёр рискует стать самым молодым лауреатом «Оскара» за мужскую роль.
«В потерянных землях» по рассказу Джорджа Р.Р. Мартина выйдет 28 февраля
Главные роли в фильме сыграли Милла Йовович и Дэйв Батиста.
00:00