22 февраля на Netflix состоялась премьера сериала «Аватар: Последний маг воздуха» — лайв-экшен-адаптации популярного мультсериала нулевых. Новое шоу переосмысляет первый сезон «Легенды об Аанге», удивляет эпическим размахом и мрачным фэнтези. Рассказываем, почему история об избранном мальчике, подчинившем четыре стихии, в своё время стала культовой и удаётся ли игровому ремейку передать её суть.
12-летнему магу воздуха Аангу (Гордон Кормье) уготована великая миссия. Он стал новым Аватаром — властелином четырёх стихий, который поддерживает баланс между народами Воды, Земли, Огня и Воздуха и следит за сохранением мирового порядка. Подросток испугался уготованной ему судьбы и покинул Южный храм воздуха на летающем зубре Аппе. В то же время в святилище вторгся безжалостный народ Огня, который уничтожил всех Воздушных кочевников до единого. Сбежавший Аанг же попал в бурю и на сто лет заточил себя во льдах. Век спустя Аватара случайно нашли брат и сестра из племени Воды — Катара (Киавентио) и Сокка (Иэн Аусли). Вместе с новообретёнными друзьями Аанг отправляется в опасное путешествие, чтобы остановить Хозяина Огня и прекратить беспрерывную войну. Аватару предстоит овладеть четырьмя стихиями и пройти множество испытаний ради восстановления мирового равновесия.
Мультсериал о дружбе и спасении мира
В своё время американский мультсериал «Аватар: Легенда об Аанге» стал настоящей сенсацией. Шоу, созданное Майклом Данте ДиМартино и Брайаном Кониецко, выходило на канале Nickelodeon с 2005 по 2008 год и покорило юных зрителей историей о борьбе за свободу и равенство, преподнесённой в фэнтези-обёртке.
Многие росли вместе с Аангом и его друзьями, которые на протяжении трёх сезонов переживали трансформацию, учились на ошибках, принимали собственные слабости и, несмотря на потери и лишения, стремились к свету.
В «Аватаре» сюжет о спасителе мира переплетался с восточной философией, древними мифами и завораживающей концептуальностью китайских боевых икусств. Для создания фантастического мира, в котором уживались четыре народа (царство Земли, народ Огня, племя Воды и Воздушные кочевники), ДиМартино и Кониецко позаимствовали элементы из китайской, индийской, японской культур, а также традиционного уклада жизни инуитов и юпиков.
С санскрита Avatāra переводится как «воплощение». Образ Аватара происходил из индуистской мифологии, где божества нисходили на землю в материальной форме, в том числе в человеческом обличье, чтобы восстановить равновесие мира. Воздушные кочевники ассоциировались с буддистскими монахами из Тибета и Шаолиня. Народ Огня ориентировался на имперскую Японию. Воительницы острова Киоши выглядели как онна-бугэйся — женщины-самураи времён войны Гэмпэй. Представители царства Земли в совершенстве овладели китайским боевым искусством Хунгар. Люди из племени Воды напоминали коренных американцев, но их плавная манера управления стихией походила на тайцзицюань — китайское боевое искусство без оружия. Более того, легенда о духах Луны и Океана, Туи и Ла, перекликалась с мифом об Инь и Ян. «Аватар: Легенда об Аанге» поражал своей культурной многослойностью и удерживал внимание динамичным повествованием.
Для разговора о необходимости равноправия, ужасах войны, травмах поколений и экологических катастрофах создатели выбрали понятный и увлекательный для детей и подростков формат — приключенческое фэнтези. Сложносочинённая вселенная «Аватара» с удивительными созданиями и духами, магическими противостояниями и неоднозначными героями полюбилась и взрослым. Среди достоинств сериала особенно выделялись инклюзивность, социальная проблематика и сильные женские персонажи. Юная Катара бросила вызов консервативному укладу северного племени Воды и доказала, что имеет полное право обучаться магии наравне с мужчинами. Незрячая девушка Тоф боролась за независимость от родителей, обладала могущественной магией земли и отважно сражалась за своих друзей. В мультсериале нашлось место и для достойной антагонистки. Принцесса народа Огня Азула мечтала о неограниченной власти, страдала от одиночества и постоянно испытывала страх предательства. Главный герой, 12-летний маг воздуха Аанг, в чьём теле воплотился дух порядка Рава, учился управлять четырьмя стихиями, постепенно взрослел, спасал мир, погрязший в ненависти и несправедливости, и верил в торжество гуманизма. Наблюдать за раскрытием способностей и личных качеств мальчика, который нёс тяжёлое бремя, было невероятно интересно.
Игровой фильм — бессмысленный и провальный
Идея снять игровой ремейк «Аватара» впервые пришла кинематографистам в 2007 году. Тогда компании Paramount Pictures и Nickelodeon Movies объявили, что собираются выпустить лайв-экшен-трилогию, основанную на популярном мультсериале. Режиссёрское кресло занял мастер хорроров-перевёртышей М. Найт Шьямалан. Первый фильм серии, «Повелитель стихий» (2010), получил крайне негативные оценки критиков и фанатов «Аватара».
Картину ругали за вайтвошинг (всех персонажей, за исключением принца Зуко, играли белые актёры) и неуважение к оригинальной истории. Картина провалилась в мировом прокате и победила в пяти категориях «Золотой малины». Ни о каких сиквелах после бездарного переосмысления первого сезона мультсериала не могло быть и речи.
К новому игровому ремейку «Аватара» подступились лишь девять лет спустя. Производством сериала занялся Netflix, а исполнительными продюсерами и шоураннерами объявили Майкла Данте ДиМартино и Брайана Кониецко. Ровно через год создатели оригинального «Аватара» покинули проект из-за «творческих разногласий». В итоге шоураннером выступил Альберт Ким, работавший над сериалами «Сонная Лощина» и «Никита». Заявленный каст выглядел убедительно, а атмосфера любимой истории читалась ещё в тизерах. Первый сезон «Аватара» насчитывал 22 эпизода, но Netflix уместил все события в 8 серий.
Каким получился лайф-экшн ремейк Netflix
Новый игровой ремейк сразу же удивляет мрачной интонацией. Первый эпизод мультсериала строился вокруг знакомства с центральными героями, Аангом, Катарой и Соккой, а безобидный юмор и непредвиденные курьёзы помогали персонажам на время отстраниться от травмирующего прошлого. Адаптация стартует с чудовищной истории о столетней войне, развязанной Хозяином Огня Созином. Зритель наблюдает за тем, как безжалостный народ Огня устраивает геноцид магов воздуха, среди которых должен был появиться следующий Аватар.
Целый народ истребили из-за параноидального страха одного тирана. Беспощадный правитель Созин опасался единственного, кто мог встать у него на пути к завоеванию мира, — нового мастера четырёх стихий, но Аанг покинул святилище на своём летающем зубре Аппе ещё до нападения на святилище Воздушных кочевников. В мультсериале трагическая судьба магов воздуха выясняется лишь к четвёртому эпизоду, когда герои добираются до опустевшего Южного храма воздуха и юный Аватар узнаёт ужасную правду о гибели своего народа. Авторы ремейка, напротив, хотели погрузить зрителя в реалии фэнтезийной вселенной, охваченной пламенем бессмысленной вражды. С одной стороны, серьёзный контекст и эпический размах сродни «Игре престолов» привлекут новую аудиторию, не знакомую с «Аватаром», но с другой, разочаруют фанатов оригинального проекта.
В мультсериале даже в самые тёмные моменты главная троица, которая пыталась спасти мир от разрушения, надеялась на силу света, а искромётные шутки Сокки спасали друзей от отчаяния. Проект Netflix отрекается от сантиментов подросткового фэнтези и предельно сурово описывает последствия столетнего конфликта, унёсшего тысячи жизней. Забавные пререкания между Соккой и Катарой, которые помогали брату и сестре не впасть в уныние, сводятся к минимуму. Герои выглядят мудрыми не по годам, ответственными и измученными несчастиями.
От детского простодушия, которое Сокка и Катара сумели сохранить в мультсериале, не осталось и следа. 12-летний Аанг тоже растерял фирменные непосредственность и озорство, которыми изначально руководствовался, не желая выбирать путь спасителя мира. В сериале главный герой представляется уставшим флегматиком, склонным к рефлексии. Аанг сомневается в том, что способен остановить нацию Огня и прекратить бесконечную войну, что естественно для ребёнка, против воли назначенного «избранным». Но если сомнения героя в его предназначении кажутся более чем обоснованными и делают историю о муках выбора по-философски убедительной, то коммуникация мальчика с друзьями не раскрывается. Завидные солидарность и единство Аанга, Катары и Сокки, которыми так восхищались авторы мультсериала, абсолютно не читаются в игровом ремейке. Герои часто проходят через испытания по отдельности, а из всех передряг брата и сестру вытаскивает юный Аватар. Скорее всего, поверхностное изображение всепобеждающей дружбы троих подростков объясняется желанием шоураннеров охватить как можно больше приключенческих сюжетов из первого сезона и даже замахнуться на ключевые события второго.
Странствие по разным уголкам необыкновенного мира, отражающим самобытность каждого из четырёх народов, встречи с бесстрашными воинами Киоши, безрассудным царём Омашу и жестокими магами огня, исследование мира Духов и кульминационная битва между добром и злом впечатляют ярким колоритом и масштабом. Графические дизайнеры постарались на славу — с визуальными решениями, в особенности с образами фантастических существ и проявлениями магических способностей героев, сериал справляется достойно. От неожиданных появлений Вора лиц Коха, который ассоциируется с Каонаси из «Унесённых призраками», бросает в дрожь, а летающий лемур Момо получился невероятно трогательным и умилительным.
От сцен сражений между магами разных стихий невозможно оторваться — настолько эффектными и захватывающими они вышли. Впрочем, именно в этом динамичном круговороте непредсказуемых поединков и растворяются тёплые отношения Аанга с друзьями.
Сюжетный маятник часто качается в сторону народа Огня. Авторы сериала пытаются разобраться в деструктивной природе антагонистов и забывают уделить внимание трансформации центральных персонажей. В игровом ремейке сын авторитарного Хозяина Огня Озая, принц Зуко (Даллас Лю), использует все шансы, чтобы зарекомендовать себя сложным, неоднозначным героем. Иногда возникает ощущение, что именно юный маг огня, а не Аанг, является связующим звеном между эпизодами и протагонистом. Становлению Зуко отводится львиная доля времени. Зритель следит за развитием принца-изгоя, начиная с конфликта с отцом: Озай требует от сына беспрекословного подчинения и принятия. Иными словами, Хозяин Огня воспитывает парня согласно идеалам патриархата. Желание заслужить уважение отца становится для Зуко смыслом существования, и оно же приносит юноше невыносимую боль.
Герой проходит путь от воина, одержимого жаждой признания, до одинокого подростка, разочаровавшегося в собственных идеалах. Как известно из мультсериала, впоследствии Зуко превратится в учителя Аватара, за которым так отчаянно охотился. Дядя принца народа Огня, генерал Айро, заботится о племяннике, но вместо добродушного шутника заявляет себя сложносочинённым героем, который предпочёл фразу «мужчины тоже плачут» токсичной маскулинности. Женские персонажи в сериале, маг Катара, воительница Суюки и принцесса северного племени Воды Юи, обладают внутренним стержнем и проявляют невиданную силу. Но, к сожалению, как и сестра принца Зуко, властная и бессердечная Азула, девушки демонстрируют свои умения и характер не так часто, как хотелось. Отважная Суюки и самоотверженная Юи и вовсе играют роль романтического интереса Сокки.
Сериал «Аватар: Последний маг воздуха» бережно обращается с мифическим наследием анимационного шедевра и великолепно живописует фэнтезийный мир четырёх народов. Путешествие по вселенной, где люди подчиняют себе четыре стихии, а фантастические существа и древние духи (особенно хороши трёххвостая лисица и громадная сова Ван Ши Тонг) служат помощниками и поддерживают баланс энергий, по-настоящему увлекает и завораживает.
Однако магическая атмосфера и блестящие актёрские работы (персонажей играют только азиаты и коренные американцы) не компенсируют отсутствие у проекта души.
Вероятно, зрителям, которые смотрели мультсериал в детстве или услышали о нём впервые, проект Netflix покажется любопытным одноразовым приключением. Преданные фанаты «Аватара» же не найдут в шоу того, за что полюбили историю взросления Аанга. Мир бы ничего не потерял, если бы этот лайв-экшен-ремейк не состоялся. И всё же после колоссального провала фильма Шьямалана новая адаптация «Аватара» — бальзам на душу.