«Аватар: Пламя и пепел»: всё то же самое, только с огнём

Поделиться
VKTelegramWhatsAppОдноклассники

«Аватар: Пламя и пепел», кадр: 20th Century Studios

«Аватар: Пламя и пепел», долгожданный блокбастер Джеймса Кэмерона, в первый уикенд мирового проката заработал 345 млн долларов, побив второй рекорд года после «Зверополиса 2». Но об успехе или промахе говорить рано: первый «Аватар» провёл в кинотеатрах немало времени, прежде чем стать самым кассовым фильмом в истории. К тому же удача ленты Кэмерона не исчисляется только цифрами. История о противостоянии человеческой и инопланетной цивилизаций, обретении второго шанса на жизнь и любви заработала зрительские симпатии благодаря драматургии, технологическим новшествам и сказочному визуалу.

Тем не менее у третьего фильма пока сдержанные отзывы и не самые внушительные рейтинги. Тамара Ходова рассказывает, насколько оригинальным, проникновенным и важным получился кэмероновский триквел и может ли он сохранить франшизу на плаву.

«Аватар» настолько влился в кинотеатральный лор, что массовый зритель уже привык, что в декабре один из главных визионеров Голливуда и король кассовых сборов Джеймс Кэмерон показывает им очередную главу зрелищного «Аватара». Правда, путь к этому был настолько долгий, что ещё до выхода второго и третьего фильмов на экраны он предрёк их главную слабость — слишком сильный разрыв частей франшизы во времени.

Сэм Уортингтон и Зои Салдана в первом «Аватаре» (2009), кадр: 20th Century Studios

В какой-то степени Кэмерона можно понять. В далёком 2009 году после невероятного успеха «Аватара», самого кассового фильма в истории, студия 20th Century Fox, конечно же, захотела сиквел, а Кэмерон был не против, так как задумывал «Аватар» как начало большого мира. Изначально речь шла о трилогии, которая должна была выйти в 2014 и 2015 годах. Но в перерывах между съёмками режиссёр отдался главной своей страсти — исследованию мирового океана, став первым, кто в одиночку спустился на дно Марианской впадины. Там-то Кэмерон окончательно убедился, что действие следующего «Аватара» должно происходить под водой.

Вот только технологии для подводного motion capture (захвата движения) в то время не существовало. И, конечно, режиссёр, сталкивающийся с этой проблемой чуть ли не каждый свой фильм, решил создать технологию с нуля. На разработку ушли годы, за которые Кэмерон успел расширить свой замысел с двух сиквелов до четырёх и превратить даты выхода новых «Аватаров» в мем киноиндустрии. В итоге вторая часть вышла в 2022 году, третья выходит сейчас, в конце 2025-го, а четвёртая и пятая — в 2029 и 2031 годах соответственно. И если проблему с захватом движения Кэмерон решил гениально, то со сценариями к его эпохальной саге получилось не так ловко.

Третья часть начинается сразу после событий второй. Семья Салли пытается оправиться от смерти старшего сына; Ло’ак (Бритен Далтон) берёт всю вину на себя; Нейтири (Зои Салдана) скорбит и тоскует по своему собственному клану; Джейк (Сэм Уортингтон) пытается собрать все силы На’Ви, чтобы дать достойный отпор людям, но кланы по-прежнему не хотят решать вопрос насилием. В это время в очередной раз выживший полковник Куоритч (Стивен Лэнг) бесится, что Салли снова от него ускользнул, и организует очередную операцию по его поимке. В эту игру встревает свирепый вулканический клан Мангкван под управлением жестокой шаманки Варанг (Уна Чаплин), с которой Куоритч решает заключить выгодный союз.

«Аватар: Пламя и пепел», кадр: 20th Century Studios
«Аватар: Пламя и пепел», кадр: 20th Century Studios
«Аватар: Пламя и пепел», кадр: 20th Century Studios
«Аватар: Пламя и пепел», кадр: 20th Century Studios

По большому счёту, в масштабной вселенной Пандоры ничего не меняется. Люди по-прежнему жаждут ресурсов. На’Ви продолжают им вяло сопротивляться. Куоритч гоняется за Джейком из-за обид теперь уже реально 15-летней давности, про которые все, кроме него, успели забыть. Эту устоявшуюся формулу разбавляют новыми визуальными аттракционами: завораживающими караванами клана воздуха и агрессивным миром клана Мангкван, мастерски владеющего огнём (который изобразить на экране чуть ли не так же сложно, как воду). Всё это действительно невероятно завораживает и опять создаёт то самое детское ощущение восторга и желание погрузиться в волшебный мир Пандоры. Кажется, именно этого хочет и сам Кэмерон — дай ему волю, он бы часами просто гулял по Пандоре без всяких сюжетов. Потому что, когда дело касается сценария, интерес режиссёра, как и восторг зрителя, улетучивается.

«Аватар» похож не на многомиллиардную франшизу, а на самый дорогостоящий в мире сериал, в котором шоураннер постоянно тянет резину и расширяет мир, добавляет новые декорации и конфликты для персонажей, но никак не развивает сюжет.

Нейтири мучается от потери связи с родными и от ненависти к «розовокожим», хотя её семья — дети и муж — отчасти являются теми, кого она привыкла презирать. Джейк не может наладить отношения с младшим сыном, обвиняя его в смерти старшего, а тот пытается найти свой собственный путь вдалеке от легендарного отца, оседлавшего Турук Макто. Кири продолжает разгадывать загадку своих суперсил, что не очень интересно, потому что зритель уже давно знает ответ. А Спайдер старается окончательно отказаться от своей человеческой природы. Даже в тугой солдафонской голове Куоритча происходят какие-то изменения — ведь он всё-таки теперь На’Ви и отец сына (Спайдера в исполнении Джека Чемпиона), который его ненавидит. К тому же мы получаем совершенно новый взгляд на На’Ви в виде клана Мангкванг — жестоких, убивающих собственных сородичей и отвергающих Эйву.

«Аватар: Пламя и пепел», кадр: 20th Century Studios

Кэмерон вместе с двумя сценаристами (Рик Джаффа, Аманда Сильвер) задаётся вопросами об идентичности, расизме, кровных связях, травмах, горе, отношении к природе и духовности. Всё это, безусловно, интересно, но скелет фильма остаётся тем же, что и в первой части 15 лет назад. Меняется только макгаффин, то есть ресурс, за который люди в очередной раз харассят Пандору: сначала это был анобтаниум, во второй части — киты (тулканы), в третьей — то, что, скорее всего, понравится далеко не всем зрителям. Ну а что же с остальным? Люди по-прежнему неприятные, обитатели Пандоры не хотят драться, Джейк их в последний момент уговаривает, а потом им помогает Эйва. Куоритч умирает, но всё-таки не умирает. И это даже не спойлеры, потому что всё это мы видели в первой и во второй сериях.

При этом кажется, что третья часть гораздо выгоднее бы смотрелась, не будь второй, растянувшей и так бедное на события действие. «Аватар: Пламя и пепел» гораздо масштабнее, зрелищнее и богаче. С одной стороны, такое ощущение, что именно эта часть и должна была изначально стать сиквелом, пока к ней не присоседился филлер в виде «Пути воды». С другой, если бы не было «водяного» «Аватара», как быстро объяснить зрителю весь контекст о племени Воды, о пандорских тулканах и хрупком балансе сил на планете? Проблема действительно сложная, но, к сожалению, она никак не оправдывает раздутый хронометраж и годы ожидания.

Сам Кэмерон говорит, что судьбу следующих частей определит успех третьей. Но даже если режиссёру в очередной раз удастся совершить невозможное, гораздо более остро стоит другой вопрос: а что он нам хочет рассказать в следующих фильмах и стоит ли оно того? Тем более если учесть, что четвёртый «Аватар» придётся ждать долгие четыре года.

«Аватар: Пламя и пепел», трейлер: 20th Century Studios