В российский прокат вышел фильм «Снег, сестра и росомаха» — новая работа математика, философа, писателя, драматурга, а теперь и режиссёра Романа Михайлова. Катя Загвоздкина посмотрела романтическую картину и готова безоговорочно рекомендовать её поклонникам автора.
Николай (Фёдор Лавров) — полицейский, который ловит наркоторговцев, а после работы становится их клиентом. Елена (Екатерина Старателева) — проповедница христианской секты, следуя за её голосом, люди приходят к Богу. Однажды Николай случайно ошибётся номером, услышит в трубке её голос и влюбится в это звучание — так начнётся их телефонный роман, разделённая на несколько звонков исповедь, опосредованная телефонами близость, на которую способны только незнакомцы.
Роман Михайлов — человек многих талантов, обладатель небольшого, но преданного фан-клуба (на московской премьере в кинотеатре «Пионер» как раз были в основном те, кто хорошо знаком с автором и его творчеством). Для прочих зрителей нужна небольшая биографическая справка: Михайлов — математик, доктор наук, который, несмотря на блестящую карьеру, оставил науку и начал писать романы и рассказы, а затем — ставить по ним спектакли и снимать фильмы. Но таинственный, почти мистический ореол вокруг него связан не только с его, так сказать, многопрофильностью, но и с его личным опытом: он был в секте (и новый фильм — отчасти биографический), ездил постигать себя на Восток, был заядлым участником художественных тусовок.
Миры в фильмах Михайлова необычные — фантасмагорические, фантастические, в которых действуют ангелы и ведьмы, грань между нашим и загробным мирами проходима (про это, собственно, был его дебют в кино, «Сказка для старых»). Но он рассказывает сказки маргинальные — про зэков, бандитов, наркоторговцев, сектантов, юродивых, лучше всего, используя молодёжный сленг, их описывает слово «дичь». То же самое можно сказать и про «Снег, сестру и росомаху» — действие происходит в реальности, очень похожей на нашу, но среди разрушенных деревянных домов, где у всех кнопочные телефоны и повсюду лежит снег (сам режиссёр сказал на премьере, что снег — это наше национальное достояние и «русский фильм должен быть про снег»). Картинка окрашена сепией — землистая гамма и Петербург (пусть и совершенно неузнаваемый) на фоне напоминают про другого режиссёра, снимавшего про бандитов, Алексея Балабанова.
Михайлов любит метафоры и загадки (первая из них — уже само название фильма). Что это за место, в котором живут герои (сон, чистилище, лимб)? Они вообще находятся в одном мире или в разных — и связь между ними возможна только через старый кнопочный телефон? Кто они такие? Как ответить на эти вопросы, каждый зритель решит сам. «Снег, сестра и росомаха» — это такая затейливая штуковина, калейдоскоп, который можно крутить в голове, переворачивать по-разному, замечать всё новые детали и подробности.
В фильме снялись замечательные артисты Фёдор Лавров и Кирилл Полухин — «братья» Михайлова из «Сказки для старых», его экранные альтер эго, а также Юлия Марченко, сыгравшая напарницу Коли. Она появляется и в лучшей сцене фильма — про наркоторговца-стендапера.
Но фильм вызывает и вопросы, которые, очевидно, не предполагались автором. Чтобы проделать фокус и снять кино, построенное на задушевных и душераздирающих разговорах (которые к тому же частью состоят из бессмыслицы — ещё один шифр автора), так, что не оторваться, нужно обладать большим мастерством. Этот фильм драматургически рыхловат (в отличие от «Сказки для старых»), заметно, что режиссёр — вчерашний дебютант. Особенно это чувствуется в финале — скорее не открытом, а незаконченном. Несколько раздражает и авторская самонадеянность (Михайлов перед показом заявлял, что фильм, безусловно, удался и что это очень тонкое кино).
Но мастерство — вещь наживная, а у Михайлова, автора, безусловно, интересного, большие планы на кино — он рассказал, что у него готовы ещё два фильма (один из них — снятый в Индии), которые скоро увидят зрители.