21 июня в прокат вышел фильм «8 подруг Оушена» (Ocean’s Eight), феминистский вариант истории про друзей Оушена, где ловкое ограбление проворачивает женская команда, попутно декларируя полную бесполезность и ненужность населяющих фильм мужчин.
Отсидевшая пять лет с гаком за мошенничество Дебби Оушен (Сандра Буллок), сестра дерзкого и неповторимого Дэнни Оушена (Джордж Клуни в новом фильме не появится), едва выйдя из тюрьмы, тут же крадет из магазина духи и косметику самым наглым образом — мол, не подошли, пришла вернуть, а чеков нет. А что, без чеков вернуть нельзя? Ладно, так и быть, оставлю себе.
Этот эпизод задаёт тон фильму-сказке — точно так же без труда Дебби поселится в роскошном отеле под чужим именем, просто зайдя с улицы, а потом спланирует и осуществит ограбление, красиво повесив его на подлого бывшего любовника (Ричард Армитедж), из-за которого оказалась на нарах. В этом ей будет помогать подобранная в полном соответствии с новыми стандартами Голливуда команда, включающая афроамериканку, а также актрис тамильского и китайско-корейского происхождения: лучшая подруга, мошенница Лу (Кейт Бланшетт), хакерша Девятка (Рианна), домохозяйка-авантюристка Тэмми (Сара Полсон), знаток бриллиантов и ювелир Амита (Минди Калинг), карманница Констанс (рэпер Аквафина). Характеры этих дам едва прописаны, и функции у них чисто технические. Больше повезло только бесподобной Хелене Бонэм Картер в роли чудаковатой англичанки Роуз — главы модного дома на мели, ясно срисованной с Вивьен Вествуд, и Энн Хэтэуэй в роли голливудской актрисы Дафны Клюгер, которую все до поры принимают за сладкую идиотку. Дебби хочет присвоить роскошное колье от Cartier стоимостью 150 миллионов долларов, распилить его на части и раздать всем сестрам по серьгам, а для этого подбить погрязшую в долгах Роуз выбрать именно это легендарное колье для наряда Дафны на ежегодном благотворительном балу, который устраивает Метрополитен-музей в Нью-Йорке.
Самый частый эпитет, которым критики характеризуют этот фильм, — «лёгкий». Легко смотреть, как Дебби легко находит подельниц, те легко соглашаются на аферу, с восхитительной лёгкостью её проворачивают — это только Тому Крузу приходится попыхтеть в своих «Невыполнимых миссиях», чтобы проделать нечто подобное — а потом легко и без дрязг делят добычу и разбегаются: easy come, easy go, притяженья больше нет. Нет и напряженья: дамы не соперничают, им почти никто не противостоит — не принимать же всерьёз скучных пыльных ювелиров из Cartier, пару охранников, которые сопровождают Дафну, да страхового следователя, который по-приятельски подкалывает Дебби, зная, что посадить её все равно не сможет. Нет и ничего похожего на романтику — в heist movie, «фильме про идеальное ограбление», конечно, нет нужды разбавлять ею основной сюжет, хотя «Как украсть миллион» с Одри Хепберн и Питером О’Тулом и обе «Аферы Томаса Крауна» 1968 и 1999 годов от неё только выиграли. Из нынешних «Подруг Оушена» вдобавок безжалостно вычистили Мэтта Деймона, который мог добавить действию искру, но не вовремя и невпопад высказался по поводу бушующего в Голливуде секс-гейта и пал жертвой петиции разъярённых феминисток, настоявших, чтобы его гнали взашей.
Что же мы имеем на выходе? Для начала короткую память — с появлением новой женской версии «оригиналом» стали именовать трилогию Стивена Содерберга про друзей Оушена, а вовсе не старый фильм 1960 года с участием «Крысиной банды» под предводительством Фрэнка Синатры, по мотивам которого она была снята. Кроме этого — короткие бенефисы именитых актрис, которым тут почти нечего играть, демонстрацию красивых нарядов и лёгкой жизни — и полное отсутствие химии, которая связывала закадычных приятелей Синатры и задавала тон рассказу: главными в том старом кино были отношения между друзьями, а ограбление — просто средством их высветить. Впрочем, уже Содерберг превратил командную игру в дефиле голливудских красавцев, что уж взять с режиссёра Гэри Росса, обслуживающего нынешний продюсерский запрос и оригинальную феминистскую повестку.
Зато есть повод задуматься, зачем вообще нужны ремейки. Технически — чтобы не придумывать новых сюжетов, когда есть хорошо работающие старые. Исторически — чтобы увидеть, как меняются времена, да хотя бы с точки зрения инфляции награбленного: сумма украденного бандой Синатры не называлась, но, судя по изысканиям дотошных киноманов, она составляла около 25 миллионов долларов, что и дало 150 миллионов в пересчёте Содерберга и теперь Росса. Наглядна тут и инфляция любви и смысла: Хепберн и О’Тул грабили ради жалкого миллиона и чтобы спасти отца главной героини от позора, а уже потом свежим аккордом вступали их собственные чувства друг к другу. На кону у героев Де Ниро и Пачино в великой «Схватке» был куш в 12 миллионов, а ещё все та же любовь, соперничество, разные взгляды на жизнь и много чего ещё. И одной из самых ударных цитат «Схватки» была фраза Вэла Килмера о женщине: «Для меня только с ней встаёт и заходит солнце». Самой запоминающейся цитатой из «Восьми подруг Оушена», наверное, останется шутка про русских хакеров: «А разве среди хакеров есть не русские?» «Подруги Оушена» — это лёгкий фильм с тяжелым бэкграундом — он низвергает старые патриархальные установки Голливуда, всегда бывшие в ходу, а во времена Синатры и вовсе цветущие пышным цветом. Это правильно и полезно, только вместе с водой из купели выплескивают и ребёнка — долой сексизм и дискриминацию, а заодно романтику и психологию из старого кино.
Тем не менее российская локализация названия всё-таки окунает нас обратно в привычный сексизм. Дело в том, что речь в новом фильме идёт о подругах вовсе не Дэнни Оушена — старина Дэнни вряд ли вообще подозревал об их существовании — а о подружках Дебби Оушен. То есть они не «подруги Оушена», а «подруги Оушен», и остаётся только гадать: то ли российским прокатчикам неизвестно, что оканчивающиеся на согласный женские фамилии в русском языке не склоняются, то ли эта демонстрация принадлежности мужчине несёт какой-то тайный смысл: мол, детка, ты всё равно принадлежишь папе.