В российский прокат вышел ребут (он же сиквел) «Охотников за привидениями», снятый сыном режиссёра оригинала Джейсоном Райтманом и получивший название «Наследники». Дарья Тарасова рассказывает, удалось ли продолжению поймать атмосферу первоисточника и будет ли фильм интересен и новым зрителям, и давним поклонникам франшизы.
Финансы матери-одиночки Келли (Кэрри Кун) окончательно себя исчерпали — арендодатель вежливо попросил её вместе с двумя детьми, Тревором (Финн Вулфхард) и Фиби (Маккенна Грейс), съехать. Благо где-то в Оклахоме в позабытом всеми городке Саммервилле остался дом покойного отца Келли Игона Спенглера: они, конечно, не общались уже бог знает сколько лет, но в трудную минуту эксцентричный старик, прозванный местными «грязным фермером», по-своему выручил дочь. Самим полусгнившим домом, горой технологичных примочек и ржавой машиной «Экто-1» наследство и ограничилось. Впрочем, именно этот «хлам» и пригодится Фиби и Тревору, когда городок неожиданно накроет волна паранормальных явлений.
«Охотники за привидениями», снятые Айвеном Райтманом в 1984 году, неизбежно должны были стать одним из культовых фильмов своего времени, с каждым годом приобретающим новых фанатов. Харизма четвёрки главных героев (их играют Билл Мюррей, Дэн Эйкройд, Харольд Рэмис и Эрни Хадсон), непринуждённый юмор, сглаживающий блокбастерские замашки, но не нивелирующий их эффект, наконец, наивность фантастической тематики — неудивительно, что у фильма был и сиквел, который тоже ставил Райтман, и мультсериалы, и книги, и даже одноимённый ремейк от Пола Фига с женскими персонажами, редко упоминаемый в приличном обществе.
35 лет спустя франшиза получила ещё одно, по праву заслуженное продолжение — сиквел-ребут с подзаголовком «Наследники». В режиссёрском кресле на этот раз оказался сын Айвена Райтмана Джейсон, который провёл на съёмочной площадке оригинала всё детство и буквально наблюдал за тем, как росло поп-культурное явление охотников. Простой и очень логичный ход, который пошёл серии на пользу.
В видеосообщении перед показом «Наследников» на ComicCon Райтман-младший говорил: «Это фильм о семье, сделанный семьёй», — и эта фраза как нельзя лучше описывает картину. Из бережного и крайне нежного отношения режиссёра к оригиналу, созданному его отцом, формируется ностальгическое чувство общности с тем ушедшим временем, когда Нью-Йорк в самом деле могли населять призраки и всевозможные полтергейсты (для здорового дистанцирования место действия и перенесено из мегаполиса в оклахомскую глушь — как олицетворение того близкого сердцу, но уже потерянного мира). Этим чувством Райтман наградил героя Пола Радда — учителя мистера Груберсона, который сперва принимает ловушку для призраков «тех самых охотников» в руках Фиби за качественную реплику, а затем, не веря счастью, вертит её в руках. Он же, кстати, ставит ученикам в местной школе ужастик из восьмидесятых «Куджо».
Из ностальгии берутся и многочисленные не то что отсылки, но заимствования из оригинальной дилогии. Зефирные человечки оживают уже в подобающем им размере, адские гончие Гозера-разрушителя своими движениями напоминают о старой доброй аниматронике, вечно голодный Лизун обгладывает металл, а в финале появляются они — те самые охотники за привидениями, ушедшие на покой, но всё так же готовые защитить мир от паранормальщины. Приятное дополнение — Финн Вулфхард, которому восьмидесятые, как известно, всегда к лицу, и сцена после титров с очаровательной отсылкой.
На первый план картина выносит и чувство преемственности, очевидное из российской локализации названия. Сын-режиссёр забирает у отца эстафету так же, как Фиби перенимает страсть к науке и изобретательству у деда. Образ Харольда Рэмиса, сыгравшего в оригинале Игона Спенглера и скончавшегося в 2014 году, складывается из архивных кадров и компьютерной графики в экранного призрака, чтобы помочь внучке, а заодно и закрыть гештальт с дочерью, которая затаила на отца обиду за то, что его не было в её жизни. Семейному фильму — семейный конфликт с хеппи-эндом и посвящением в конце.
«Наследники» не скрывают, что задуманы как большое любовное послание оригиналу и его эпохе, и в этом, как ни странно, главная проблема фильма. За уровнем камерного фан-сервиса не так-то просто разглядеть самостоятельность картины, которая всё же должна не только воспеть первоисточник, но и раскрыть вселенную для новых зрителей. Впрочем, даже не самые пытливые из них знают, что в любой непонятной ситуации нужно просто позвонить «Охотникам за привидениями».