Забытые боевики 90-х: Сталлоне, Сигал, Шварценеггер и VHS

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Мистер Крутой»

Виктор Непша вспоминает убойные боевики 90-х, которые вы могли похоронить под кадрами более известных или успешных проектов. Но забывать эти фильмы решительно нельзя.

«Мистер Крутой», реж. Саммо Хун, 1996

Для многих поколений «фильмы с Джеки Чаном» — что-то близкое и родное с детства и юности. Это могут быть разные работы: «Пьяный мастер», «Доспехи Бога», «Полицейская история», «Час пик» или «Шанхайский полдень». Но у разных зрителей всё равно складывается примерно один и тот же образ — обаятельного, нелепого, невероятно пластичного в своей неуклюжести бойца, смеси Брюса Ли и Бастера Китона. Мы все примерно знаем, чего хотим от Джеки Чана в его лучшей ипостаси: физического юмора в сочетании с эффектными трюками, а какой сюжет — дело третьестепенное. В этом смысле 1990-е — золотая пора актёра.Его амплуа столь же условны. В «Мистере Крутом» Джеки (героя так и зовут) — повар, но, за исключением пары сцен, мы чаще будем видеть, как он раздаёт тумаков незадачливым бандитам. Действие происходит в Мельбурне. Две банды (одни — условные итальянцы, другие — малопонятные неформалы под названием «демоны») охотятся за журналисткой, что раздобыла на них компромат, а Джеки оказывается вовлечён в эту заварушку случайно. Зрителя ждут драка в море банок пепси, разрушение байкерского торта на свадьбе, неловкий любовный треугольник и очень много ускоренной съёмки. Получилось не сильно хуже более прославленных работ Чана той же эпохи вроде «Разборок в Бронксе».Фильм, кстати, снимал друг и коллега Чана, актёр и режиссёр Саммо Хун, который и сам появляется в небольшом камео в роли чрезмерно любопытного велосипедиста.

Самая эффектная сцена: разнос дома главного злодея с помощью самосвала.

«Шестиструнный самурай», реж. Лэнс Мэнджиа, 1998

Кадр из фильма «Шестиструнный самурай»

В 1957 году ядерная война всё-таки случилась. СССР опередил и уничтожил США ядерным ударом — а заодно и превратил остальной мир в пустыню. То, что было американским государством, стало королевством Элвиса со столицей в Лост-Вегасе (sic!). 40 лет спустя Элвис умирает, и все музыканты, бойцы и просто авантюристы направляются в Вегас, чтобы побороться за власть. В том числе таинственный Бадди (внешне напоминающий певца Бадди Холли), вооружённый гитарой и катаной, мальчик-бродяжка, и плохой парень — музыкант Смерть, выглядящий как трэш-версия Слэша.

Примерно такое показывали на «Сандэнсе» в дефолтный 1998-й. «Шестиструнный самурай» был сделан с минимумом средств: для декораций и костюмов использовались подручные материалы, в ролях непрофессиональные актёры (только исполнитель главной роли Джеффри Фэлкон появлялся ранее в гонконгских боевиках), а саундтрек написала малоизвестная группа Red Elvises, вовсю эксплуатирующая образ клюквенных советских иммигрантов с Брайтон-Бич. Но фильм и не собирается хвастаться убойными приёмами и спецэффектами. Как и другие талантливые независимые дебюты (вроде «Духов воздуха и облачных гремлинов» Пройаса), «Самурай» покоряет скорее абсурдной изобретательностью сеттинга, самодельного реквизита и персонажей. Вот боулингисты — наёмные убийцы с кеглями-ножами. Вот странные мельничные люди в скафандрах, что приносят с собой ветер. Или красноармейская рота, по-библейски блуждающая под Вегасом уже 40 лет без единого патрона. Это всего лишь препятствия, через которые главному герою нужно пройти на пути к финальной цели. Но в итоге, как и во всех порядочных боевиках того времени, окажется, что сам путь был гораздо интереснее цели.

Самая эффектная сцена: адский (буквально) поединок Бадди с сектантами Бога-мельницы в противогазах.

«Никита», реж. Люк Бессон, 1990

Кадр из фильма «Никита»

Когда-то Люк Бессон был не забронзовевшим классиком с сомнительными новыми работами, а молодой надеждой французского кинематографа 80-х — так называемого Cinéma du look, к которому его причислили вместе с Жан-Жаком Бенексом и Леосом Караксом. «Никита» в своё время нередко крутилась по телевизору в России, но, кажется, за давностью лет и новых проектов француза оказалась позабытой.Наркоманка по прозвищу Никита (Анн Парийо) убивает полицейского во время вооружённого налёта на магазин. Её приговаривают к смертной казни, но вместо исполнения приговора тайно отправляют в школу подготовки спецагентов. Для всего мира она мертва, единственный шанс выжить — работать на государство.

По синопсису кажется, что перед нами будет триллер, в котором не продохнуть от перестрелок, погонь, смертей и драйва. Всё перечисленное действительно есть, но в более умеренных дозах — гораздо больше сцен с Никитой, готовящейся к миссии, валяющей дурака или проводящей время с новым возлюбленным, который не подозревает о её работе. Эффектный в своих боевых сценах, фильм убедительно показывает, как героиня боевика пытается вести скучную спокойную жизнь. Её миссии — как ночные дежурства, рутинные занятия, между эпизодами которых продолжается «настоящая» жизнь. В меру экзистенциально и при этом не слишком занудно для боевика 90-х. Чтобы этого не казалось мало, «Никиту» украшают небольшие, но эффектные эпизоды с Жанной Моро и Жаном Рено, а также обволакивающая синтезаторная музыка Эрика Серра.

Самая эффектная сцена: уничтожение кухни французского ресторана в процессе перестрелки.

«Наёмные убийцы», реж. Ричард Доннер, 1995

Кадр из фильма «Наёмные убийцы»

Фильм-кроссовер мастера бадди-муви Ричарда Доннера («Смертельное оружие») с двумя будущими звёздами «Неудержимых» и Джулианной Мур. У Сталлоне к тому времени за плечами «Рокки» и «Рэмбо», в том же году выходит «Судья Дредд». Бандерас приближается к пику — позади ранние фильмы Альмодовара, «Филадельфия» и «Интервью с вампиром», в том же 1995-м выйдет «Отчаянный», впереди — «Зорро» и, чего уж там, «Шрек». Положение двух главных звёзд фильма примерно соответствует их героям. Роберт Рэт (Сталлоне) — матёрый ветеран, наёмный убийца со стажем, Мигель Бэйн (Бандерас) — его младший коллега и поклонник, жаждущий славы и лавров Рэта. Классическая борьба отцов и детей, опыта и энергии, макгаффином в которой выступает диск с секретными данными, что украла хакерша Электра (Мур).«Наёмные убийцы» вяло прошли в прокате и получили плохую прессу: фильм ругали за запутанный сюжет, затянутость, досталось и актёрской игре. Сталлоне аж номинировали на «Золотую малину». Но на дистанции лет то, что утомляло людей в 95-м, кажется любопытным в 2022-м: упадок классических бадди-муви, закат эпохи Сталлоне, доисторические ноутбуки, файлы мировой важности на дискете и Бандерас, разговаривающий с персиком. Да, «Убийцы» всё ещё очень сумбурный фильм с дурацким роялем в кустах в финале. Но в то же время в моменты, когда это не смешно и не скучно, экшн-зрелище сделано качественно. Сталлоне минималистично молчит, Бандерас, напротив, наполняет экранное пространство эмоциями за двоих. И время от времени они пытаются друг друга убить — чего ещё нужно от боевика 90-х?

Самая эффектная сцена: Бандерас, стреляющий в персик, медленно сходящий с ума на снайперской позиции в ожидании Сталлоне.

«Отмеченный смертью», реж. Дуайт Х. Литтл, 1990

Кадр из фильма «Отмеченный смертью»

Одна из ранних работ нашего соотечественника Стивена Сигала. Главный герой в его исполнении — Джон Хэтчер, агент Управления по борьбе с наркотиками. После того как на задании в Колумбии гибнет его напарник, Хэтчер решает уйти на покой и зажить тихой жизнью. Но на районе, где проживают экс-агент и его близкие, распоясалась ямайская банда, возглавляемая таинственным Скруфейсом — наркобароном и, возможно, вуду-колдуном. Хэтчеру приходится снова браться за дело.

Спустя годы фильмы со Стивеном Сигалом смотрятся очень специфично. Они (впрочем, как и многие боевики-ровесники) плохо состарились, жанровые клише встречаются на каждом шагу. Сам Сигал лишён хладнокровной харизмы Сталлоне, пластики Джеки Чана, обаяния Ван Дамма и даже в ультимативной каменной крутости его обходит Чак Норрис. Во время просмотра сейчас невольно задаёшься вопросом: как фильмы с этим человеком стали культовыми?Тем не менее это знаковая веха в истории боевиков того десятилетия.

«Отмеченный смертью» — попытка сыграть в крепкий «бадди-муви», которая на каждом шагу трещит по швам: из-за недостатка бюджета, переигрывающего злодея, недоигрывающего (мягко говоря) Сигала и злоупотребления афористичными фразочками (порой из уст главного героя вырывается что-то вроде: «Я парень простой, таких можно найти в каждой столовой»). И именно поэтому фильм — наглядное пособие для тех, кто хочет ознакомиться с «плохим» примером жанра. Если для боевиков 90-х есть ад, то «Отмеченный смертью» там будет.

Самая эффектная сцена: попытка раздавить Стивена Сигала погрузчиком и фургоном с двух сторон.

«Трудная мишень», реж. Джон Ву, 1993

Кадр из фильма «Трудная минешь»

Наташа Биндер (Янси Батлер) приезжает в Новый Орлеан, чтобы найти своего отца — отставного военного, пропавшего без вести. В этом деле ей помогает один из местных — тоже бывший морпех, а ныне безработный Ченс Будро (Жан-Клод Ван Дамм). Взявшись за рутинные поиски бездомного, они вскоре обнаруживают полноценное сафари: некая банда за приличные деньги устраивает богачам смертельную охоту на бездомных.

«Трудная мишень» — полноценный кроссовер, совместная работа Ван Дамма и гонконгского мастера боевиков Джона Ву (у которого это был первый опыт работы в Голливуде). Сотрудничество получилось успешным: от Ван Дамма — фирменные удары ногами и обаятельная улыбка, от Ву — голуби перед решающей битвой, ускоренная съёмка и нерационально огромное количество пуль на каждого бандита.

Самая эффектная сцена: Ченс стреляет в машину бандитов, стоя на движущемся мотоцикле.

«Стиратель», реж. Чак Рассел, 1996

Кадр из фильма «Стиратель»

Как и Сталлоне, Арнольд Шварценеггер к середине 90-х был состоявшейся звездой мирового масштаба, бодро встречающей 50-летие съёмками в неплохих боевиках. В «Стирателе» его герой помогает людям, подпадающим под защиту свидетелей — буквально «стирает» любые следы об их прошлом, обеспечивает им безопасность и новую жизнь под другими именами. Однажды его подопечной становится госслужащая (Ванесса Уильямс), имеющая компромат на высшие эшелоны власти, — и в один момент вся Америка оборачивается против них.

Глобальность сюжета (дело всеамериканской важности!) позволяет фильму пофантазировать на тему редкого футуристичного оружия, каким его представляли четверть века назад: большие навороченные пушки, видящие сквозь стены и стреляющие красивыми лучами. Надо ли говорить, что Шварценеггер с таким оружием в руках выглядит ещё эффектнее. Определённое очарование фильму придают дорогостоящие спецэффекты — сейчас они вызовут скорее улыбку, но зато помогут вспомнить технический уровень голливудских боевиков тех лет. «Стиратель» среди них — как средняя температура по палате: ничего авангардно выдающегося, ничего провального, добротный показательный боевик для семейного просмотра. Арни много стреляет, шутит редко, но метко и побеждает плохих парней. Классика.

Самая эффектная сцена: Шварценеггер на парашюте против целого самолёта.

Бонусы:

  • «Харли Дэвидсон и ковбой Мальборо» (1991) — если «Наёмные убийцы» топчутся на могиле бадди-муви, то этот фильм — один из примеров смерти этого жанра (и тем интересен);
  • «Сонатина» (1993) — здесь мог бы быть любой классический боевик Китано 90-х, но пусть будет тот, что при своём высоком качестве недополучил внимания;
  • «Плачущий убийца» (1995) — во-первых, боевик 90-х по мотивам манги, во-вторых, одна из самых показательных главных ролей Марка Дакаскоса, тогда ещё не снявшегося у Александра Невского;
  • «Крутой Уокер 3: Смертельное примирение» (1994) — просто потому, что без Чака Норриса не обойтись;
  • «Разборки в маленьком Токио» (1991) — Дольф Лундгрен и Брэндон Ли как два главных типажа боевиков против стереотипной японской мафии;
  • «Круто сваренные» (1992) — в отличие от «Трудной мишени», классический Джон Ву гонконгского образца.

Читайте также
Фильмы про хип-хоп: музыка, которая спасает
Мария Кондрюкова написала про 10 картин, которые помогут узнать больше о хип-хопе р...
Пять триллеров в замкнутых пространствах
Не самые очевидные клаустрофобные трилллеры
Фильмы про любовь глазами женщин
В канун Дня всех влюблённых Оля Касьянова выбрала 10 не самых тривиальных фильмов про любовь, которые скрасят вечер, утешат разбитое сердце и просто поразят к...
7 неочевидных фильмов об искателях приключений
Тимур Алиев собрал подборку кинолент об охоте за сокровищами.
Берлинский кинофестиваль — 2022: полный гид по программе
10 февраля начнётся 72-й международный Берлинский кинофестиваль, который после прошлогоднего вынужденного перехода в онлайн вновь пройдёт вживую. В программе...
Роттердам-2022: российские фильмы и главные хиты фестиваля
3 февраля были объявлены победители 51-го Роттердамского фестиваля — поля экспериментов, поисков новых форм киноязыка и необычных смешений жанров. В этом году...
Также рекомендуем
Тимур Алиев собрал подборку супергероики за пределами популярных кинофраншиз
На Netflix вышла «Прачечная» Стивена Содерберга, чёрная комедия из главного конкурса Венецианского кинофестива...
Что смотреть после драмы «Память» с Джессикой Честейн и Питером Саарсгардом.
В прокате «Крид 2» — новая серия боксёрской эпопеи, которую Сильвестр Сталлоне начал 43 года назад п...
Тимур Алиев собрал подборку супергероики за пределами популярных кинофраншиз
На Netflix вышла «Прачечная» Стивена Содерберга, чёрная комедия из главного конкурса Венецианского кинофестива...
Что смотреть после драмы «Память» с Джессикой Честейн и Питером Саарсгардом.
В прокате «Крид 2» — новая серия боксёрской эпопеи, которую Сильвестр Сталлоне начал 43 года назад п...

Последние новости

«Вульфмен» от Blumhouse был вдохновлён «Мухой»
О чём рассказал режиссёр Ли Уоннелл.
«Дюна: Пророчество» показывает хорошие результаты просмотров
На второй день с премьеры сериала просмотры выросли на 75%.
Блейк Лайвли сильно повлияла на концовку «Дэдпула и Росомахи»
Актриса привнесла идею чуть более драматичного финала.
00:00