
На прошлой неделе в Выборге завершился фестиваль «Окно в Европу» — старейший смотр, по традиции посвящённый оригинальным авторским проектам и открывающий новые яркие имена в индустрии. К счастью, и этот год не стал исключением: несмотря на обилие жанрово-коммерческих работ в программе, главную награду фестиваля получил дебют Рауля Гейдарова с синефильским названием «День рождения Сидни Люмета», своей искренней теплотой и гуманизмом продолжающий дело предшественников, побеждавших на фестивале. Подробнее об этом и других фильмах игрового конкурса рассказывает Валерия Косенко.
7-е место: «Жемчуг»
реж. Тина Баркалая, Особое упоминание жюри: за соединение миров
Лена (Светлана Ходченкова) и Рома (Евгений Цыганов) отправляются в Ханты-Мансийск, чтобы удочерить девочку из местного детдома. Затея благая, намерения — не бескорыстные: такой умный ход Роме рекомендует друг (Сергей Гилёв) ради вхождения в состав совета директоров крупной металлургической компании, опекающей детский дом. На месте семья встречает Марту (Дарья Полунеева) — не по годам умного и колоритного ребёнка. Марта уверена, что её отец, о котором никто ничего не знает, был индусом, и потому обожает индийскую культуру, мечтая однажды воочию ею насладиться. Девочку приглашают в Москву, чему она не рада: в городе остаётся любимая бабушка Марты, которая и уговаривает внучку принять предложение. Вскоре у девочки появляется семья и сытая жизнь в Москве, с которой не так-то просто наладить контакт.
«Жемчуг» — странная музыкальная драма, в которой для полноценного мюзикла сильно не хватает шоустопперов с песнями и хореографией, для драмы — серьёзного драматургического конфликта. Многие повисшие в воздухе вопросы так и остаются неразрешёнными. Фильм стал копродукцией с Индией, что моментально читается и в утопично-солнечных кадрах страны, которую просвещённый зритель наверняка видел на экране в куда менее светлых тонах. То же касается и Ханты-Мансийска, виды которого то и дело разбивают собой сцены, гордо вставая там, где им не место. Фильм мог бы получиться куда лучше, если бы определился, по законам какого жанра он существует. Побольше бы на экране сцен в духе финальной — получился бы неплохой мюзикл, которому, как принято, прощаются многие огрехи по части сюжета — особенно с таким внушительным актёрским составом.
6-е место: «Геля»
реж. Стас Иванов, Специальный приз жюри: за энергию на экране

Новый криминально-комедийный экшен от режиссёра сериалов «ЮЗЗЗ» и «Высокий сезон» Стаса Иванова. Инфантил Саня (Илья Малаков) влезает в авантюру, в результате которой на сутки пропадает из дома, борясь с передрягами. Сначала неудачно угоняет мерседес, затем наживает на свою голову полицейского (Антон Васильев), за ним — бандитов. Всё это — по пути из Санкт-Петербурга в Выборг, куда Сане по договору надо перегнать «гелик», а заодно помочь капитану Орехову поймать заказчика. Безумная одиссея по ландшафтам Ленобласти осложняется ещё и тем, что Сане позарез нужно вернуться к утру в город, чтобы встретить жену из роддома.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
5-е место: «Встречные»
реж. Камила Рамазанова, Специальный приз жюри: за искренность и человечность

Гена (Дмитрий Куличков) и Саня (Филипп Ершов) встречаются в плацкартном вагоне по направлению «Челябинск — Москва» и сразу же друг другу не нравятся. Саня — современный молодой парень, режиссёр, все мысли которого — о завтрашней премьере в Москве. Гена — сорокалетний работяга, который ни за что не упустит возможность хлопнуть по рюмке с попутчиками. Интровертность Сани раздражает Гену, и мужчина решает взяться за перевоспитание парня, обманом выводя его из поезда на нужной ему станции. Оба оказываются в доме Гены, знакомятся с деревенскими жителями, постепенно сближаются и становятся чуть менее одиноки.
«Встречные» — первая ласточка почвеннического кино про миллениалов и иксеров, с чего-то взявшихся вправлять мозги друг другу. Всё это в декорациях глухой провинции, гордо преподносимой как малая родина. Сентенция про долг перед местом, которое якобы вскормило, выходило, а потом сгорбатило и похоронило, потому что иных опций здесь не предусмотрено, — уж настолько дискредитировавшая себя вещь, что даже неловко это обсуждать. Во время просмотра половина вещей кажется противоестественной: от вменяемого чувства вины за охрану личного пространства до упрёков за желание уехать на поиски лучшей жизни. Невольно вспомнишь весь этот почвеннический тренд советских 70-х, начавшийся с лёгкой руки Андрея Кончаловского. Только «Встречные», в отличие от той же «Истории Аси Клячиной…» или «Дворянского гнезда», не убедительны и сдают уже на середине. Фильм начинается как типично кинопраймовская драма с шукшинским заходом, а заканчивается как вялый манифест русских натуралистов.
4-е место: «Кто-то должен умереть»
реж. Евгений Григорьев

Четверо друзей приезжают отдохнуть за город, однако не все из них знают, что вот-вот станут участниками игры на выживание. Хозяйка дома, узнав о продолжительных изменах супруга с женой его подчинённого, добавляет в чай яд, а антидот прячет. У отравленных есть всего пара часов, чтобы спастись, выполнив условия оскорблённой женщины, но для этого нужно доказать, что именно любовь толкнула героев на измену.
«Кто-то должен умереть» — триллер а-ля хичкоковская «Верёвка», разыгранный в замкнутом пространстве загородного дома квартетом Юлии Снигирь, Павла Деревянко, Аглаи Тарасовой и Дениса Прыткова. Кино местами монотонное и впадающее в мыльную сентиментальность, однако выглядит так, будто совершенно ничего не стесняется, вволю кайфуя и от развязных танцев под Буланову, и от игр в имитацию. Однако фильм Евгения Григорьева («Подельники») обладает редким для нашего кино стремлением научиться работать с тишиной в кадре: не пытаться в любую секунду вставить очередной ремикс или зачитать рэп, а попытаться выжать из пустоты элемент выразительности. Продюсеры проекта — Святослав Подгаевский («Подростки. Первая любовь») и Иван Капитонов: не самые удачливые, но и не самые обычные кинематографисты.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
3-е место: «Делириум»
реж. Вячеслав Березовский, Специальный приз жюри: за смелость

Хореографа Агнесу (Анжелика Неволина) долгие годы преследуют неудачи. Её постановки проваливаются, вкус к жизни испарился, сама же она по-прежнему делит квартиру со взрослым сыном (Риналь Мухаметов) и сварливой матерью, пеняющей дочь при каждом удобном случае. Вылитая героиня Изабель Юппер из «Пианистки», будь Агнеса чуть более непробиваемой. Однако героиня Неволиной не падает духом. Пустив в ход остатки своего обаяния, Агнеса получает право поставить новый спектакль — о хаосе средь войны, разрушений и пепла. Видения будущей постановки мерещатся ей во снах и наяву: образы агонии в пыли разрушений, запечатлённой в рапиде.
В поисках солиста Агнеса знакомится с группой танцовщиков и, мечтая разбудить собственную чувственность, отправляется с молодыми людьми на пляж. Поездка оборачивается кошмаром в декорациях «Антихриста», к которому режиссёр отсылает прямо и беззастенчиво. Фанатская вера в Триера и других сторонников трансгрессивного кино видна в каждом кадре. Однако в этот раз суррогатная природа не сильно вредит фильму: несмотря на обвинения в слепом подражании, «Делириум» действительно пытается говорить на табуированную тематику не просто женской чувственности, но женского климакса — порой излишне картинно и вторично, но местами и удачно. Начинаясь как эрзац «Нимфоманки», напичканный реверансами Тарковскому, его белым лошадям и разбросанным яблокам, «Делириум» плавно перетекает в «Долгие проводы» Киры Муратовой, окунаясь в сгущённую тьму инцестуальных отношений. Кино, конечно, на любителя — как почти всё, что выходит под эгидой продюсера Максима Добромыслова, — однако для наших широт необычное и по-своему чарующее.
2-е место: «Большая Земля»
реж. Юлия Трофимова, Приз президента фестиваля: оператору Михаилу Дементьеву

Марфа вместе с сыном бежит от мужа в уединённый дом на маяке, где прошло её безрадостное и отягощённое тяжёлыми воспоминаниями детство. Жизнь с отцом и сводным братом Марфа долгое время прятала в дальних уголках памяти, предпочитая забыть о том, какая драма развернулась в этих монументальных скалистых пейзажах. Однако с приездом брата (Артём Быстров) видения захлёстывают её сознание, материализуя главные страхи и желания. «Большая земля» — готическая драма, разворачивающаяся в стенах отлучённого от мира родового гнезда, про сводных брата и сестру, связанных друг с другом проклятыми узами. История пронизана довлеющим роком и мистическими элементами: злая любовь вопреки здравому смыслу ужасно притягательна и часто взмывает к возвышенным аллегориям.
В фильме завораживающая фактура приморского края, источающая монументальный образ одиночества, непокорности и зловещего предчувствия; яркая, местами избыточная выразительность и, главное, крепкий сценарный каркас, порой затмевающий визуализацию. Героиня Анастасии Куимовой — натуральная Кэтрин Эрншо из «Грозового перевала»: взбалмошная, сломленная, живущая муками совести вкупе с ледимакбетовской жестокостью. Секрет Артёма Быстрова на экране — его природный фатум, носителем которого становятся все его полупритчевые быковские герои. Не все художественные образы остаются убедительными, однако пока это самая серьёзная работа в карьере Трофимовой («Страна Саша», «Лгунья») и одна из самых цельных картин в программе фестиваля.
Читайте также: «Хозяин» Юрия Быкова с Артёмом Быстровым
1-е место: «День рождения Сидни Люмета»
реж. Рауль Гейдаров, Гран-при жюри

Семнадцатилетний грузин Дато (Артём Кошман) счастливо живёт в провинциальном южном городе вместе с фактурной «бабеа» (Джульетта Степанян), пока на пороге дома не возникает его мать (Мариэтта Цигаль-Полищук), и жизнь парня переворачивается. Дато, конечно, рад матери, видя в ней дорогого и близкого человека. Только ей Дато находит силы признаться: его сокровенное желание — стать режиссёром. Сказать об этом бабушке парень не решается: та из страха за благополучие внука упрямо прочит его в бурильщики. В лице матери Дато находит свою временную поддержку. Вскоре компания отправляется на совместный отдых, Дато запечатлевает семейную идиллию на цифровую камеру, бережно собирая фрагменты спокойствия и радости перед тем, как всё снова обернется колющими осколками мечты о семейном счастье. «День рождения Сидни Люмета» — светлый дебют Рауля Гейдарова, оставляющий пространство как для печали, так и для умиротворения. Фильм завершил игровой конкурс, покорив своей теплотой как жюри, так и критиков.
Подробнее о победителе фестиваля — в нашей рецензии.