
Завершился 47-й Московский международный кинофестиваль. Уже который год наиболее популярной и любимой среди зрителей программой становится не основной конкурс, а секция жанрового кино «Дикие ночи», которую ежегодно собирает кинокритик Егор Москвитин. По традиции в ней сочетаются горячо ожидаемые новинки с мировых фестивалей, авторские эксперименты и всевозможный развесёлый трэш. Вадим Богданов ранжирует все семь фильмов программы от худшего к лучшему.
7-е место: «Игра со смертью», реж. Карлос Гойтия

Девушка просыпается в каком-то подвале и обнаруживает себя среди трупов других девушек схожей комплекции. Вскоре выясняется, что это дело рук грузного молчаливого маньяка с кожаным лицом, который примерно каждые пять минут спускается в этот подвал по своим делам. Героиня в промежутки, когда злодея нет поблизости, делает отчаянные попытки спасти себя и вызвать кого-нибудь на помощь.
Аргентинский камерный хоррор «Игра со смертью» похож на плод извращённой любви фильмов «Пила» и «Техасская резня бензопилой», который, мягко говоря, не получился. Картина очень быстро упирается лбом в свою концепцию, отчего уже спустя 15 минут начинает утомлять. Героиня чаще всего делает какие-то глупости, и её поступки противоречат базовой логике выживания (например, убегая от маньяка, она упирается в закрытую дверь с стеклом, но решает его не ломать, а стоять на месте в ожидании, пока её схватят). Раздражают также частые скримеры, которые здесь явно для того, чтобы хоть как-то напугать зрителя, поскольку атмосферы в фильме тоже нет.
6-е место: «Старик с демоническим мечом», реж. Фабио Пауэрс

Воинствующий монах с волшебным демоническим мечом оказывается в небольшой деревушке посреди португальских гор, где демоны устраивают ему засаду. Монах героически погибает в бою, а его меч случайно находит местный пьянчуга и тунеядец Антониу. Теперь он становится последней надеждой человечества на предотвращение апокалипсиса.
Борьба с демонами, как внешними, так и внутренними, — одна из главных тем «Диких ночей-2025».
Конкретно этот супербюджетный фильм рассказывает об алкогольной зависимости, которая может кого угодно довести до чёртиков. Определённый осадок после просмотра оставляет тот факт, что актёр в главной роли скончался до завершения съёмок, отчего картина буквально обрывается на полуслове спустя час от начала. Весь этот час на экране творится сплошная вакханалия из дешёвых спецэффектов, сомнительных операторских решений, плохой актёрской игры и незаурядных шуток. Полноценным героем фильма является и демонический меч, который болтает без умолку, создавая примерно такую же динамику с Антониу, как у Эдди Брока и Венома.
5-е место: «Нечто из унитаза», реж. Вивьено Кальдинелли

Матёрый батя-сантехник вместе со своим хилым сынком, который боится микробов, но тоже хочет стать сантехником, приезжают на ночной вызов в многоквартирный дом. Отец считает, что это отличная возможность для сына впервые примерить профессиональные резиновые перчатки и запустить руку в жерло унитазной скважины. Но, прибыв на место, герои понимают, что здесь что-то нечисто: какое-то существо пробралось в водопроводную систему и убивает людей прежде, чем те успевают опустить стульчак.
Уже по названию понятно, что перед нами трэшовая комедия с элементами ужасов в духе Джеймса Ганна, главного ценителя монстров с щупальцами во всём Голливуде. На экране много расчленёнки и много сортирного юмора (где ему ещё быть, как не в таком фильме), однако «Нечто из унитаза» также можно рассматривать как историю отцов и детей и как политическую сатиру на тему того, что без обслуживающего персонала вся современная цивилизация уже давно бы сгинула.
4-е место: «Искупление», реж. Константин Еронин

Ветеран Русско-турецкой войны (Сергей Безруков) возвращается в родную деревню, где за время его отсутствия стали пропадать люди, включая его жену, и поселилась зловещая сила. Местные грешат на больного сына солдата, мол, в его недуге и кроется дьявол. Герой, которого самого одолевают мысли-демоны, напоминающие об ужасах войны, вступает в неравную битву со злом — его на экране, к удивлению, олицетворяет даже не Никита Кологривый.
Православный хоррор «Искупление» — это второй фильм Константина Еронина, который снят в том же чёрно-белом стиле, как и неудачное «Вдохновение». Впрочем, вторая режиссёрская попытка смотрится интереснее хотя бы за счёт актёрского состава: в последнее время нечасто увидишь Безрукова в откровенно авторском кино, а тут он ещё черепа рукояткой пистолета размалывает и, аки старорусский Константин из одноимённого комикса, сражается с нечистью. Яркая роль и у Виктора Сухорукова, который чаще всего в фильме неистово орёт и хочет кого-то сжечь. Никита Кологривый же играет смотрителя кладбища — все эпизоды с ним напоминают фрагменты из какой-то российской комедии, где в ироничном ключе нужно показать штампованный отечественный артхаус про страдания. Цельное произведение, впрочем, у Еронина не получается, потому что игры в Роберта Эггерса довольно быстро приедаются, а своего режиссёр придумать ничего не может уже второй фильм подряд.
3-е место: «Старуха с ножом», реж. Мин Гю-дон

«Старуха с ножом» в итоге победила «Старика с демоническим мечом» в неофициальной дуэли в рамках «Диких ночей-2025». Южнокорейский триллер Мин Гю-дона рассказывает про легендарную наёмницу по прозвищу Коготь, которая уже в преклонном возрасте, но ещё не растеряла свои навыки хладнокровной убийцы. Сейчас она не берёт сложные заказы и занимается истреблением мелких вредителей — в основном бесшумно убивает в метро всяких отбросов общества. Тем временем молодой и дерзкий наёмник мечтает познакомиться с легендой своей профессии и научиться всем её секретам.
В сочетании сентиментальности и брутальности кроется главная особенность «Старухи с ножом». Сюжет может показаться местами наивным, при этом запутанным из-за того, что героев слишком много, но все какие-то невзрачные и практически не запоминающиеся. Напрашиваются сравнения с «Джоном Уиком», если бы Джон был бабушкой, однако всё-таки кино Гю-дона ближе к такому же сентиментально-брутальному фильму с впечатляющей хореографией, как «Злодейка» Чон Бён-гиля. Там тоже сильной стороной были экшен-сцены, а сама история казалась необязательным приложением.
2-е место: «Гадкая сестра», реж. Эмили Блихфельдт

Если вы знакомы с оригинальными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, то вас не удивит жестокость «Гадкой сестры». Фильм рассказывает историю Золушки глазами её сводной сестры Эльвиры (Леа Мюрен), неуклюжей, полноватой и с носом в горбинку девушки, которая тоже мечтает о принце на белом коне. Когда Эльвира получает приглашение на бал, начинается её болезненный путь перевоплощения из гадкого утёнка в красивого лебедя: в список процедур входит добровольный перелом носа, пришивание иглой искусственных ресниц к векам и факультативно можно проглотить яйцо ленточного червя, чтобы много кушать и не толстеть.
«Гадкая сестра» работает по всем канонам боди-хоррора. Режиссёр-дебютантка смакует крупные планы хирургических вмешательств и прочих жутковатых по тем временам бьюти-процедур. Кровь, блевота, выдавленные прыщи, отрезанные конечности — кино явно не для слабонервных, но именно за счёт фактуры мерзости оно червём залезает в чертоги разума и кормится там вашей впечатлительностью. Это не простая провокация в исторической обёртке, а довольно остроумный портрет прогнившего насквозь общества, упивающегося тиранией красоты. После этого фильма вы уже никогда не посмотрите на историю Золушки прежним взглядом.
В кинотеатрах с 5 июня.
1-е место: «Вампиры-зомби… из космоса!», реж. Майкл Стасько

В прошлом году лучшим фильмом «Диких ночей» (а заодно и всего ММКФ) стала чёрно-белая слэпстик-комедия «Сотни бобров», высмеивающая всё подряд. Победителем нашего рейтинга в этом году становится тоже безумная мультижанровая кинопародия из Канады с довольно красноречивым названием «Вампиры-зомби… из космоса!». По сюжету на маленький американский городок нападают инопланетяне под командованием коварного графа Дракулы, похожего на Ника Кейва. Его план — создать из людей свою армию вампиров-зомби. Два местных детектива, юная девушка, чей отец загадочно пропал, и заядлый курильщик, готовятся дать отпор пришельцам.
Режиссёр Майкл Стасько с амбициями Эда Вуда насыщает своё кино серией крайне смешных пародий на Джорджа Ромеро, Брэма Стокера, «Звёздные войны» и нуарные романы Рэймонда Чандлера. При этом всё происходящее на экране напоминает безумный микс из фильмов «Империя» Брюно Дюмона, «Мёртвые не умирают» Джима Джармуша и всего, что когда-либо снимал Мэл Брукс. Как раз благодаря таким фильмам «Дикие ночи» и становятся всё более культовым событием на ММКФ среди ценителей жанрового кино.