Впервые за 40 лет Олимпийские игры не получат официальную трансляцию на российском телевидении. Но уже 3 августа на «Кинопоиске» стартует художественный сериал «Игры», посвящённый Олимпиаде-80, прошедшей в Советском Союзе. В честь тридцать третьих летних Олимпийских игр и предстоящего релиза кинокритик Елена Зархина вспоминает лучшие фильмы об Олимпиаде, позволяющие взглянуть на неё с разных сторон: как пространство для личного триумфа и общих трагедий.
Через призму общей трагедии
Кажется, что Олимпийские игры исключают любую серьёзную трагедию, хоть и не избегают личной драмы. Проигравшие спортсмены горько оплакивают свои неудачи, а победители ликуют на их фоне. Но история Олимпиады знает немало общих трагедий, сопутствовавших ей. Самый известный случай — террористический акт, произошедший на мюнхенской Олимпиаде в 1972 году, когда группа палестинских боевиков из организации «Чёрный сентябрь» захватила в заложники израильских спортсменов. Местная полиция попыталась спасти заложников, но их просчёт обернулся трагедией — в завязавшейся перестрелке все израильские спортсмены погибли.
В документальной форме о случившемся рассказывает картина 1999 года «Однажды в сентябре» Кевина Макдональда. Но художественно трагедию и её последствия осмыслил Стивен Спилберг в фильме 2005 года «Мюнхен». Режиссёр сфокусировался не столько на самом акте террора, сколько на том, что последовало за ним: как агенты МОССАДа последовательно выслеживали и ликвидировали палестинских террористов, повинных в гибели израильских спортсменов. Получившая пять номинаций на «Оскар» лента отходит от стандартного шаблона байопиков и позволяет себе проговаривать вслух важные и во многом риторические вопросы морального характера. Стоит ли мстить в таких случаях? И как: отвечать террористам встречным насилием или ловить их и отправлять в тюрьму? Любая ли цель оправдывает средства для её достижения? И где заканчивается справедливое возмездие и начинается самосуд?
О трагедии, сопряжённой с Олимпийскими играми, рассказывает боевик 1997 года «Взрыв». В нём главные роли сыграли Рутгер Хауэр и звезда «Смертельной битвы» Линден Эшби. Последний примерил роль бывшего атлета, а ныне уборщика с пагубными зависимостями, который случайно становится свидетелем теракта на Олимпийских играх в Атланте в 1996 году. Самого теракта в реальной жизни не произошло — ФБР сумело предотвратить его на этапе подготовки. Но авторы картины решили пофантазировать, как бы развивались события, если бы преступникам удалось реализовать задуманное.
Путь к победе
С общими трагедиями неизменно соседствуют истории личного триумфа, посвящённые частным или командным свершениям спортсменов. Этому посвящён фильм «Сила воли» — байопик про афроамериканского бегуна Джесси Оуэнса, на Олимпиаде 1936 года в нацистской Германии выигравшего золотую медаль.
Или драма «Префонтейн» с Джаредом Лето, посвящённая трагической судьбе и спортивной карьере американского бегуна на средней и длинной дистанциях Стива Префонтейна. На уже упомянутых играх 1972 года ему принадлежал рекорд США на дистанции 5000 м. Интересно, что вслед за фильмом 1997 года вышла ещё одна драма, посвящённая спортсмену, «Без предела», где его сыграл Билли Крудап. Оба фильма фокусируются не только на олимпийской стороне жизни бегуна, трагически погибшего в возрасте 24 лет, но на том, какой след он оставил после себя. Например, максимально способствовал массовой популяризации бега в 1970-х. Ключевое же различие между проектами заключается в том, через чью оптику они рассказаны. «Префонтейн» раскрывается с точки зрения помощника тренера Билла Деллинджера и возлюбленной Стива Нэнси Аллемен. А «Без предела» снят с точки зрения самого атлета.
Соревнованию в рамках олимпийской гонки не одной, а сразу двух спортсменок посвящена спортивная драма «На острие» со Светланой Ходченковой и Стасей Милославской. Они сыграли саблисток Софью Великую и Яну Егорян (в фильме их имена изменены на Александру Покровскую и Киру Егорову), выступавших на Олимпийских играх 2016 года в Рио-де-Жанейро. Софья Великая выступила консультантом фильма. А в конце ленты добавлены документальные кадры олимпийского турнира фехтовальщиц не только 2016-го, но и 2021 года.
Драма «Эдди “Орел”» с Хью Джекманом и Тэроном Эджертоном повествует о британском лыжнике Эдди Эдвардсе, представлявшем Великобританию на зимних Олимпийских играх 1988 года в прыжках с трамплина. После участия Эдвардса в зимних Олимпийских играх Международным олимпийским комитетом было принято правило, которое стало известно как «Правило Эдди “Орла”» и гласило, что атлет, претендующий на участие в Олимпийских играх, должен предварительно зарекомендовать себя в других международных соревнованиях (Чемпионате Европы или мира) и войти либо в 50 лучших спортсменов на этих соревнованиях, либо в число 30 % лучших результатов на соревнованиях (в зависимости от количества участников). Также он стал первым спортсменом, которого упомянули в речи на закрытии Олимпийских игр. Президент оргкомитета Фрэнк Кинг сказал в своей речи следующее: «На этих играх кое-кто из вас завоевал золото, другие побили рекорды, а некоторые даже воспарили, как орлы».
Не частным, а командным победам, основанным на реальных событиях, посвящена драма «Чудо на льду» 1981 года про национальную хоккейную команду США, завоевавшую золотую медаль на зимних Олимпийских играх 1980 года, одолев сильнейшую команду СССР. Эта же история экранизирована в 2004 году в драме «Чудо» с Куртом Расселом. «Движение вверх» рассказывает про победу советской баскетбольной сборной на всё той же мюнхенской Олимпиаде 1972 года — команда стала триумфатором игры, вырвав победу за легендарные три секунды до финального свистка.
И, конечно же, спортивный байопик «Огненные колесницы» с незабываемым саундтреком Вангелиса. Фильм основан на реальном соперничестве двух атлетов-бегунов, представлявших Великобританию на Олимпийских играх 1924 года в Париже: студента Кембриджа, еврея Гарольда Абрахамса и шотландского миссионера Эрика Лиддела. Разные герои воплощали в себе не только непохожие характеры и отношение к турниру, но и противоположные мировоззрения.
Без лишнего пафоса, а даже в несколько ироничном ключе снята картина «Крутые виражи». Она частично основана на истории дебюта экипажа из Ямайки на соревнованиях по бобслею на зимних Олимпийских играх в Калгари, прошедших в 1988 году. Несмотря на юмор, «Крутые виражи» — серьёзная история преодоления себя и внешних препятствий, декларирующая на примере героев-спортсменов, что нет ничего невозможного.
Обратная сторона Олимпиады
Есть фильмы, которые показывают не торжественно-парадную, а неприглядно-закулисную сторону Олимпиады, в которой много пота, крови и слёз не только во время выступлений. Основанная на реальных событиях «Тоня против всех» с Марго Робби рассказывает историю скандальной фигуристки Тони Хардинг. Затюканная мамой и мужем-абьюзером, а также профессиональным спортивным жюри, считавшим спортсменку не форматом, Тоня решает добиться победы на льду неспортивным поведением. Муж Тони накануне Олимпийских игр 1994 года подговаривает товарища напасть на главную конкурентку Хардинг, фигуристку Нэнси Керриган. Ситуация превращается в общенациональный скандал, а профессиональной карьере Тони приходит конец. Лента Крейга Гиллеспи концентрируется не на самих Олимпийских играх, а на том, каким витиеватым и даже диким порой может быть путь к ним. А еще показывает, какие физические и душевные раны наносит профессиональный спорт.
Приблизительно так же о подготовке к Олимпиаде, обернувшейся реальной человеческой трагедией, рассказывает драма «Охотник на лис» с сильно загримированным Стивом Кареллом и Ченнингом Татумом. Карелл сыграл эксцентричного мультимиллионера Джона Дюпона, а Татум — олимпийского чемпиона по борьбе Марка Шульца. За счёт последнего Дюпон пытается утолить свои внутренние амбиции — добиться успеха не только в бизнесе, но и в спорте. Он берёт на себя функции личного тренера Шульца, ничего не смысля в борьбе и подготовке спортсмена к Олимпийским играм в Сеуле, состоявшимся в 1988 году. Ежедневные тренировки напоминают параноидальное преследование. А тотальный контроль Дюпона не раскрывает потенциал спортсмена, а только гасит его. «Охотник на лис» — наглядный пример того, как достижения в спорте могут быть сопряжены с личными амбициями тех, кто воспринимает атлетов бездушными машинами по завоеванию олимпийских медалей. Но забывая, что они в первую очередь — люди.
Задолго до «Охотника на лис» и «Тони против всех», в 1969 году, вышла спортивная драма «Скоростной спуск» с Робертом Редфордом, которую легендарный кинокритик Роджер Эберт назвал «лучшим спортивным фильмом в истории, который вовсе не о спорте». Это основанная на одноимённой книге Джеймса Салтера картина о жестоком мире олимпийского лыжного спорта. Для достижения высоких результатов и наград герой Редфорда трудится на максимуме своих возможностей. Но результат оказывается далёк от ожидаемого — именно на вершине олимпа он узнаёт, что такое тотальное одиночество.
Последняя, но эпохальная работа, без которой не мог бы обойтись наш материал, — документальная картина «Олимпия» Лени Рифеншталь. Это спорное с моральной точки зрения, но выдающееся — с художественной произведение о торжестве тела и духа. Рифеншталь исследует историю становления мировых Олимпиад — от античных времён до нацистской Германии, на службе которой состояла. И это ощущается в нарративе картины, подводящей к мысли о торжестве одной конкретной нации над другими.
Поэтому смотреть «Олимпию» стоит осторожно, держа в голове тот факт, что снята она была всё же в пропагандистских целях. А её выход был приурочен к XI летним Олимпийским играм, прошедшим в Берлине в 1936 году. Кстати, одним из многочисленных кинооператоров картины был серебряный призёр зимних Олимпийских игр 1936 года в горнолыжном спорте Густав Ланчнер. Но визуально и содержательно кино получилось монументальным и оказало сильнейшее влияние на документалистику и кинематограф в целом.