
7 августа 50 лет исполняется Шарлиз Терон — многоликой артистке и красавице, сумевшей заявить о себе как о серьёзной актрисе. Многие её роли вам хорошо известны. Терон страдала от сил зла в «Адвокате дьявола», спасала мужчин в «Сладком ноябре», любила наотмашь в «Голове в облаках», пугала в принёсшем ей «Оскар» «Монстре», была супергероиней в «Хэнкоке», напоминала андроида в «Прометее», выживала в постапокалиптичном «Безумном Максе» и служила шпионкой во «Взрывной блондинке». Но есть ряд ролей актрисы, которые не так хорошо известны широкой публике. Кинокритик Елена Зархина вспоминает самые недооценённые работы именинницы.
«Жена астронавта»

После принёсшей ей большую славу роли в «Адвокате дьявола» Терон переключилась на другой жанр, хотя это история со схожими исходными данными. Она вновь сыграла жену главного героя и вновь столкнулась с чем-то неописуемым, только на этот раз не осталась жертвой обстоятельств. В 1999-м вышел фантастический сай-фай «Жена астронавта», в котором актриса снялась вместе с Джонни Деппом. Тот под конец десятилетия всё чаще имел дело с разного рода нечистью: в тот же 1999-й с ним, помимо «Жены астронавта», вышли «Девятые врата» и «Сонная Лощина».
В картине Рэнда Рэвича актёры сыграли супругов: герой Деппа, астронавт Спенсер, находясь в открытом космосе, на несколько минут потерял связь с Землей. После чего успешно вернулся домой, правда, каким-то другим. Первой перемену в нём замечает жена Джиллиан. Она старается узнать у мужа, что же с ним произошло за те несколько минут «отсутствия». Но чем сильнее её стремление наладить с ним контакт, тем очевидней, что Спенсер теперь «другой». Терон сыграла схожую с ролью в «Адвокате дьявола» героиню, но на этот раз обладала большей субъектностью и силой воли. Она не просто оказалась один на один со злой силой, но сумела её одолеть исключительно собственной смелостью.
«Ярды»

Пронзительная и недооценённая драма Джеймса Грэя, написанная им вместе с Мэттом Ривзом. Терон сыграла в фильме вместе с любимчиком режиссёра, Хоакином Фениксом, и Марком Уолбергом. По сюжету герой последнего, Лео, выходит из тюрьмы, где отсидел срок за преступление, которого не совершал. После освобождения он стремится вернуть свою жизнь в прежнее русло, но бывшие друзья в лице прохвоста Вилли (Феникс), вращающиеся в криминальных кругах, вовлекают его в своей нелегальный бизнес, что обернётся большой трагедией для всех.
Терон сыграла Эрику — двоюродную сестру Лео, с которым у них особая связь, и невесту Вилли. Эрика оказывается вовлечена в опасный мир мужчин, нарушающих закон. Роль Терон второстепенная, но очень запоминающаяся. Она сумела наделить Эрику подлинным драматизмом, чувственностью, собственными болевыми точками. В сухой расчётливости героев-мужчин персонаж Терон — настоящая душа и сердце истории.
«24 часа»

Между своим оскароносным «Монстром» и трогательным «Сладким ноябрем» Терон снялась в криминальном триллере Луиса Мандоки. Это не самая удачная работа в жанре, но важная роль в карьере актрисы. По сюжету группа изощрённых преступников промышляет ушлыми похищениями людей. Они стараются продумать будущее преступление до мелочей, но однажды их план рушится.
В своём новом деле злоумышленники во главе с героем Кевина Бейкона похищают маленькую дочь (Дакота Фаннинг) зажиточной пары (Шарлиз Терон и тогдашний гражданский муж актрисы Стюарт Таунсенд). Родители ребёнка, страдающего тяжёлой астмой, о чём не знали похитители, не идут у них на поводу, а вступают с ними в схватку ради спасения дочери. Терон сыграла весь спектр эмоций родителя, чьему ребёнку угрожает опасность. При этом её героиня сильная, бесстрашная и намного сообразительней преступников.
«Жизнь и смерть Питера Селлерса»

Малоизвестная, но прекрасная гротескная картина Стивена Хопкинса для тогда ещё кабельного телеканала HBO, находящегося на пике своей формы. Лента в необычной манере рассказывает о жизни и судьбе известного британского комика Питера Селлерса (блистательный Джеффри Раш), сыгравшего у Стэнли Кубрика в «Лолите» и «Докторе Стрейнджлаве», где исполнил сразу несколько культовых ролей. Многоликим и непостижимым он был и в реальной жизни: смешной на публике, в кругу близких людей он был невыносимым инфантилом и эгоистом, равнодушным к чувствам других.
Терон сыграла Бритт Экланд — шведскую актрису, модель и вторую супругу Селлерса, натерпевшуюся от него за несколько лет брака. Экланд в исполнении актрисы сперва кажется очередной голливудской красавицей-пустышкой с кукольными глазами и детской доверчивостью. Но постепенно она раскрывается как драматическая фигура — искренняя жажда взаимной любви привела её в абьюзивные и проблемные отношения с мужчиной, который лишь умело прикидывался, но никогда не был надёжным партнёром и опорой. Терон сумела передать эту эволюцию Экланд: от покорной возлюбленной Селлерса до женщины, нашедшей в себе мужество вырваться из разрушающих её отношений.
«В долине Эла»

Основанная на реальных событиях драма Пола Хаггиса, выходу которой способствовал Клинт Иствуд. Сюжет выстраивается вокруг армейского ветерана (Томми Ли Джонс), чей сын-контрактник, вернувшись домой в отпуск из Ирака, таинственно пропадает. Отец юноши начинает его поиски, в которых ему помогает местная сотрудница полиции в исполнении Шарлиз Терон. Вместе они распутывают сложный и страшный клубок тайн и загадок, попутно разбираясь, как губительно влияет на человека опыт войны, — случай с пропавшим солдатом окажется куда чудовищней, чем кажется на первый взгляд.
Терон сыграла детектива Эмили Сандерс — маму-одиночку, воспитывающую маленького сына, и сотрудницу полиции, регулярно сталкивающуюся с сексизмом на рабочем месте. В кругу мужчин-коллег ей сложно добиться карьерного повышения и базового уважения. Но именно она отважно помогает герою Джонса разгадать загадочное преступление и вскрыть кровавую круговую поруку в рядах военнослужащих.
«Пылающая равнина»

Режиссёрский дебют сценариста первых фильмов Алехандро Гонсалеса Иньярриту Гильермо Арриаги. Это растянутая во времени история одной героини, которую в разных возрастах сыграли тогда новичок Дженнифер Лоуренс (юная версия) и Шарлиз Терон (взрослая). Их персонаж Марианна (после она возьмёт имя Сильвия) в юности допустила страшную и необратимую ошибку, последствия которой преследуют её даже во взрослом возрасте. Марианна старается забыть своё прошлое и решается на побег в другой город с другим именем и к другой судьбе.
Разделив роль надвое, Лоуренс и Терон сумели представить цельного персонажа — женщину с внутренним надломом и будто бы расщеплённую на две части. Терон, как всегда, точна и убедительна в образе героини, годами переживающей своё тихое горе, из заключения в котором однажды удаётся вырваться на волю.
«Тёмные тайны»

Не самая удачная экранизация одноимённого романа Гиллиан Флинн («Исчезнувшая», «Острые предметы»), но ценная работа в фильмографии актрисы. Терон исполнила роль Либби — в прошлом выжившей девочки во время массового шутинга, унёсшего жизни её близких. Всех, за исключением брата, оказавшегося в тюрьме по обвинению в случившемся. Спустя много лет она всё ещё живёт на пожертвования посторонних неравнодушных людей, высылающих ей деньги. Но сама она проживает дни бесцельно, словно так и не превратившись за эти годы в полноценного взрослого. Узнав, что её брат, вероятно, невиновен, Либби берётся за сложное расследование, раскрывающее много тайн и болевых точек её семьи.
Либби в исполнении Терон — героиня многослойная, с разными гранями. Она сильно травмирована пережитой в прошлом трагедией и разобщённостью с братом. Она так и осталась заложницей своей травмы, которая подпитывала и буквально кормила её всё это время. Но именно в момент окончательной безысходности у Либби появляется шанс выбраться из своего кокона. И она этой возможностью пользуется, следуя собственному внутреннему голосу, который ей наконец-то удалось обрести.
«Талли»

Скромная драма Джейсона Райтмана про уставшую от быта и материнства беременную Марло, в чьей жизни появляется няня Талли (Маккензи Дэвис). Её приход сперва кажется спасением: Марло чувствует, что Талли разгрузила её, а в жизни появилось что-то большее помимо горы памперсов и детских смесей. Но чем больше Талли находится в орбите хрупкого мира Марло, тем сильнее и неожиданнее она на неё влияет.
«Талли» — кино с секретом и с запоминающимся финальным твистом. А потому роли обеих актрис, Терон и Дэвис, намного сложнее, чем кажется, в них есть второе дно. Терон, которая к моменту съёмок сама успела усыновить и удочерить двоих африканских детей (актриса родом из ЮАР), вложила в эту роль не только весь свой профессиональный опыт, но и опыт материнства: равно счастливого и утомительного. Получилось честное кино о родительстве, которое способно преподнести множество сюрпризов: даже если оно было осознанным и даже если казалось, что ты к нему полностью готов.