Собираем сериальный урожай. Татьяна Алёшичева составила гид по премьерам сентября. История властной медсестры из картины «Пролетая над гнездом кукушки», молодой Валандер берётся за расследования, Джуд Лоу сталкивается с мистическим злом на небольшом острове, а Ридли Скотт представляет (сериальный) сайфай!
«Успеть за две недели» («Two Weeks to Live», Sky, в России — «Амедиатека»)
Чёрная комедия про смышлёную девицу в опасности, которую играет Мэйси Уильямс, подросшая Арья из «Игры престолов». По сюжету, её героиня Ким Ноукс после загадочной гибели отца выросла этаким Маугли. Мать решила спасти её от ужасов цивилизации и воспитывала в пустынной сельской местности, так что молодая девушка не умеет ходить на высоких каблуках, зато стреляет из арбалета, может освежевать оленя и сделать из его шкуры спальный мешок. Однажды на могиле отца Ким влипает в приключения в духе «Фарго», но с британским акцентом и специфическим местным юмором: у неё в руках оказывается чужая сумка с кучей денег, и Ким становится беглянкой, которую преследует вся королевская рать, полиция и гангстеры.
«Воспитанные волками» («Raised by Wolves», HBO Max)
Первый сериальный блокбастер осени — новый сайфай от Ридли Скотта с тщательно прорисованными спецэффектами и бодрыми боевыми сценами. В качестве продюсера Скотт успел поучаствовать во множестве проектов не всегда выдающегося качества, но в этом он вдобавок собственноручно снял две установочные серии. Действие происходит на планете, куда после гибели Земли прибыл звездолёт с детьми, выжившими в последней разрушительной войне. Отныне растить их будут двое андроидов, которых дети называют Мама и Папа. Но в их мирное существование вскоре вмешаются незваные пришельцы — ещё один отряд выживших землян, только взрослых. В роли их предводителя — видный австралийский бородач Тревис Фиммел, он же Рагнар Лодброк из «Викингов». Что-то в этом сюжете, и прежде всего имя Скотта в титрах, наводит на мысль, что нельзя просто так взять и начать доверять своих детей андроидам.
«Молодой Валландер» («Young Wallander», Netflix)
Главные фанаты скандинавского нуара, англичане, давно научившиеся снимать его сами, решили в очередной раз доставить себе удовольствие и представили 6-серийного «Молодого Валландера» с пригожим шведом Адамом Пэлссоном в заглавной роли (в 2015-м этот актёр засветился в 3-м сезоне «Моста» и теперь навсегда отмечен печатью сканди-нуара). Хенинг Манкель сочинил 12 романов про Валландера — полицейского инспектора из курортного шведского городишки Истад, и сами шведы сняли о Валландере сначала серию из девяти кинофильмов, а потом телесериал из трёх сезонов (2005–2013). У англичан тоже есть свой сериал про зрелого Валландера с Кеннетом Браной — этот пьющий, гневливый и страдающий диабетом инспектор настолько неотразим, что сезонов получилось четыре. Оригинальная история Валландера заканчивалась печально: память инспектора угасала, постепенно сползая в альцгеймер. Так что новый сериал оставил старика в покое и занялся перезапуском. 20-летний полицейский стажёр Валландер оказывается свидетелем преступления, связанного с конфликтом среди мигрантов, и поневоле участвует в расследовании.
«Вдали» («Away», Netflix)
Эмма Грин (Хиллари Суонк) участвует в подготовке к полёту на Марс, который должен продлиться три долгих года. Ради того, чтобы возглавить команду астронавтов в этой миссии, она готова надолго разлучиться с семьёй. Эмма переезжает на базу NASA и приступает к тренировкам, оставив дочь и мужа, у которого диагностировано неизлечимое заболевание, о чём она даже не подозревает. Первую серию снял матёрый голливудский умелец Эдвард Цвик, режиссёр душераздирающих «Легенд осени» и боевиков с Томом Крузом. По всем приметам очевидно, что с участием Суонк тут разыграется духоподъёмная производственная драма про укрощение огня с нехитрой моралью: весь этот космос — просто чёрное пустое пространство, когда тебя ждёт на Земле семья, и даже светлые подвиги — это просто ступени в бесконечные пропасти к недоступной весне — привет «Интерстеллару» и «Гравитации».
«Мы те, кто мы есть»
(«We Are Who We Are», HBO, Sky Atlantic, в России — More.TV)
Мини-сериал фестивального любимца Луки Гуаданьино кажется наследником его оскароносного фильма «Зови меня своим именем» (2017): главный герой сериала, 14-летний Фрейзер, похож на персонажа Тимоти Шаламе внешне и по складу характера. Вместе с матерью, полковником американской армии Сарой (Хлоя Севиньи), и её женой Мэгги (Алиса Брага), тоже солдатом, он переезжает из Нью-Йорка на военную базу в Италии и заводит знакомство со стайкой местных подростков. Его ближайшей подругой становится Кейтлин — с виду дерзкая пацанка, но в глубине души такая же чувствительная ранимая натура, как он сам. Их отношения вовсе не роман, тем не менее они становятся причиной размолвки Кейтлин с бойфрендом. Компания изнывающих от скуки на военной базе молодых людей не сразу принимает странного и эксцентричного Фрейзера, и очевидную вражду к нему выказывает и взрывной темпераментный брат Кейтлин. В расширенном сериальном формате Гуаданьино по сути снимает всё то же арт-кино, и вся первая половина сериала кажется прологом какой-то надвигающейся драмы.
«Третий день» («The Third Day», Sky One, HBO, в России — «Амедиатека»)
Мини-сериал с Джудом Лоу и Эмили Уотсон по сценарию Денниса Келли — автора британского сюрреального конспирологического триллера «Утопия». В первой части «Лето» герой Лоу по имени Сэм, когда-то переживший личную трагедию, приезжает на остров вблизи побережья Британии, жители которого практикуют зловещие мистические ритуалы. Путешествие перестаёт казаться безобидным развлечением, когда начинается сезон приливов и отрезает остров от цивилизации, — Сэм оказывается в ловушке. Во второй части сериала «Зима» на зловещий остров приедет боевитая девица (Наоми Харрис), чтобы провалиться с головой в ту же ловушку. Навскидку сюжет страшно напоминает классический британский хоррор «Плетёный человек» (1973), который встречается тут с новой классикой — сериалом «Остаться в живых» (2004–2010).
«Утопия» («Utopia», Amazon Prime)
Между тем подоспел американский ремейк и самой «Утопии», который изначально хотел снимать Дэвид Финчер, но не договорился с HBO по бюджету. От Финчера в проекте, перекупленном «Амазоном», осталась сценаристка Гиллиан Флинн, автор «Исчезнувшей» и «Острых предметов». В оригинальном британском шоу сюжет вертелся вокруг комикса, написанного покончившим с собой шизофреником: в нём был зашифрован план мирового заговора. За фанатами комикса, владеющими считанными экземплярами его продолжения, охотятся разведка МИ-5 и банда фармацевтов, в то время как правительство закупает огромное количество лекарства от «русского гриппа», хотя никакой пандемии нет — не было в 2013 году, когда вышел сериал! Вся эта катавасия случается из-за того, что планета перенаселена, и некая тайная организация придумала вроде бы изящное решение проблемы. Флинн частично изменила сюжет, добавив нового персонажа, миллиардера-филантропа (Джон Кьюсак), и придав сериалу сходство с классическими параноидальными триллерами 70-х. Ещё она обмолвилась, что сделает историю «жёстче и грязнее», — хотя куда уж грязнее, британский сериал и так изобиловал сценами насилия, в частности, с участием детей, так что некоторые особо нежные зрители с негодованием жаловались на него в надзорные органы.
«Сестра Рэтчед» («Ratched», Netflix)
В сентябре на «Нетфликсе» выйдут сразу два проекта шоураннера Райана Мёрфи, заключившего с платформой контракт на баснословные 300 миллионов долларов. Первый — приквел фильма Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки», где главной героиней станет лишённая всякого сострадания к скорбным духом пациентам сестра Милдред Рэтчед (Сара Полсон), гроза психиатрической клиники. Сюжет берёт начало в 1947 году и проливает свет на то, как Рэтчед сделала карьеру в системе психиатрических лечебниц, больше похожих на пенитенциарные заведения. Ужасы карательной психиатрии 1950-х — любимый конёк Мёрфи, он поднимал эту тему во 2-м сезоне «Американской истории ужасов», где та же Полсон сыграла пациентку психлечебницы, которую подвергают лоботомии и лечат электрошоком. Кроме Полсон в сериале появится целый батальон звёзд: Шэрон Стоун, Винсент Д’Онофрио, Розанна Аркетт, Кори Столл, Синтия Никсон и Джуди Дэвис.
«Американская история преступлений: Импичмент» («American Crime Story: Impeachment», FX)
Третья часть антологии Мёрфи, посвящённой самым значимым судебным процессам Америки прошлого столетия: в первой части речь шла о деле О. Джея Симпсона, во второй — об убийстве Джанни Версаче. Новый сезон посвящён процессу Клинтона — Левински 1998 года, когда прессе стало известно о сексуальной связи президента и стажёрки Белого дома. Поводом для начала процедуры импичмента послужила не сама эта связь, а то, что президент лжесвидетельствовал о ней под присягой, но впоследствии сенат отклонил импичмент. Сама Моника Левински приняла участие в проекте в качестве продюсера. С её слов, она всерьёз заинтересована в том, чтобы эта история наконец была рассказана должным образом, а не так, как освещалась прессой 20 лет назад, — ведь движение MeToo многое изменило в восприятии обществом роли женщин в подобных сюжетах. Сара Полсон, кстати, появится и тут — в роли Линды Трипп, подруги Моники, с которой та вела долгие телефонные разговоры о своём любовном романе. Впоследствии записи этих разговоров были приобщены прокурором к делу в качестве свидетельства. Роль Билла Клинтона в сериале сыграл Клайв Оуэн.
«Топорик» («Small Axe», BBC One, Amazon Prime)
И снова рассказ об исторических событиях, подвёрстанных к актуальной повестке: сериал Стива Маккуина («12 лет рабства», «Стыд», «Голод») — антология из пяти серий, которые рассказывают о положении мигрантов в Британии в период с 1969 по 1985 год. Действие происходит в этнических сообществах Лондона и начинается с марша против полицейского насилия, которое провели 150 темнокожих британцев в Ноттинг-Хилле 9 августа 1970 года. Многие участники марша собирались в ресторанчике Mangrove в Кенсингтоне, где и зародилось движение сопротивления. Своё название сериал получил от ямайской пословицы: «Если вы — большое дерево, мы — маленький топор». Это означает, что когда малые силы объединяются в сообщество, то способны противостоять сколь угодно мощному противнику. Проект Маккуина — пример «репутационного сериала» из тех, что обычно свидетельствуют о намерении студий и телеканалов вкладываться в «настоящее искусство с актуальным посланием». Вначале Маккуин планировал представить его на фестивале в Канне, а теперь его премьера состоится на фестивале в Нью-Йорке. Не забыто и посвящение погибшему от рук полицейских Джорджу Флойду, смерть которого стала толчком к нынешним протестам BLM.