
25 сентября на Netflix выходит «Дом Гиннесса» — биографический сериал, посвящённый истории знаменитой династии ирландских пивоваров. Шоураннером проекта выступил Стивен Найт, подаривший нам «Острые козырьки». Специально к премьере сериала об унаследованном бизнесе вспоминаем лучшие сериалы о семейных кланах — ставшие классикой и новые.
«Борджиа»
шоураннер Нил Джордан, 2011–2013

Конец XV века, Италия. Об испанской семье Борджиа в миру ходит скандальная слава. Говорят, что все представители старинного рода — жадные до богатства и разврата грешники. Борджиа, впрочем, слухи опровергать не собираются. После смерти папы Иннокентия VIII Родриго Борджиа (Джереми Айронс), добившийся определённого влияния в католической церкви, намерен взойти на Святой престол. Прибегнув к подкупу и шантажу, Родриго становится новым папой римским и получает неограниченную власть над народом и монархами.
Историческая драма «Борджиа» напоминает «Игру престолов» без драконов и белых ходоков. Политические интриги в сериале о порочной семье, которая в борьбе за власть в Италии эпохи Возрождения прибегала к скандалам, коррупции и убийствам, плетутся ещё искуснее, чем в адаптации «Песни льда и пламени». В «Борджиа» доминантная роль отводится Джереми Айронсу, блестяще воплощающему Родриго Борджиа, который впоследствии станет папой Александром VI. Вместе со своими многочисленными детьми патриарх семьи ведёт исключительно грязную игру, завоёвывая репутацию «чудовища разврата» и маньяка-отравителя. Богатый на дорогие костюмы и одиозных персонажей сериал Нила Джордана глубоко исследует вопросы власти, религии и коррупции, показывая, как далеко готов зайти клан Борджиа, чтобы сохранить свой скандальный авторитет в католической церкви.
«Острые козырьки»
шоураннер Стивен Найт, 2013–2022

Вернувшиеся с войны братья Шелби берут в свои руки семейный криминальный бизнес. Гангстерская банда во главе с Томасом (Киллиан Мёрфи) возвращает себе власть в Бирмингеме, применяя грубую силу. Братьев Шелби и их сторонников на улицах города узнают по джентльменскому стилю… и лезвиям, спрятанным в козырьках.
«Острые козырьки» не только сделали Киллиана Мёрфи большой звездой, но и поведали захватывающе жестокую историю преступной группировки, у которой был прототип. В сериале влиятельная уличная банда, держащая под контролем Бирмингем в первой половине XX века, основывается на крепких семейных связях. Братья Шелби (главарь Томас и верные ему Артур, Джон и Финн) расширяют авторитет в криминальном мире Англии после Первой мировой войны за счёт преданности друг другу и своим преступным идеалам.
У «семейного бизнеса» выходцев из рабочего класса нет конкретного направления. Shelby boys, вшивающие лезвия в свои твидовые кепки, занимаются всей преступной деятельностью сразу: от контрабанды оружия и алкоголя до рэкета.
Только на первый взгляд банда «Острые козырьки» кажется исключительно патриархальной. На самом деле за братским произволом стоит серый кардинал тётя Полли, которая играет важную роль казначея, ловко разрешает семейные конфликты и даёт племянникам ценные советы по экспансии их власти на другие города Великобритании. Стильный портрет грозного семейства Шелби, опасная нестабильность эпохи и харизматичный главный герой позволили «Острым козырькам» Стивена Найта стать первоклассной криминальной драмой.
«Наследники»
шоураннер Джесси Армстронг, 2018–2023

История борьбы за власть наследников миллиардера Логана Роя (Брайан Кокс), владеющего медиаконгломератом Waystar Royco. Активы компании составляют круизные лайнеры, парки развлечений, газеты и новостные телеканалы. Когда приходит время поговорить о преемственности, начинается бесконечная грызня между сиблингами за титул гендиректора. Помимо родственников, в борьбу за бизнес-империю включаются все кому не лень: жадные до власти сотрудники, конкуренты, предприниматели и авантюристы, стремящиеся урвать свой кусок пирога.
Один из самых успешных сериалов современности вдохновлён биографиями реальных семей-миллиардеров — Мёрдоков, Редстоунов и Сульцбергеров. Именно «Наследники» превратили old money в глобальный тренд и на протяжении четырёх сезонов заставляли нас, затаив дыхание, наблюдать за бесконечными переговорами и корпоративными распрями. Гениально написанная драма HBO приковывала внимание даже тех, кто никогда не интересовался интригами в закрытом клубе миллиардеров, которые тоже плачут.
Востребованность «Наследников» у широкой аудитории была обусловлена непредсказуемыми сюжетными поворотами, остроумной сатирой на корпоративную культуру и живыми характерами потомков железного патриарха Логана Роя. Динамика отношений между Кендаллом (Джереми Стронг), Романом (Киран Калкин) и Шивон (Сара Снук) напоминала американские горки. Естественное состояние конкуренции у сиблингов разбавлялось редкими эпизодами их взаимной поддержки в рамках борьбы за влияние внутри семьи в кризисных ситуациях. Исключительные моменты сближения в братско-сестринских отношениях были лучшими в сериале. В «Наследниках» сошлись все звёзды: вечный конфликт отцов и детей, шекспировская трагедия, разыгранная с сатирическим пафосом, и уникальные в своём скотстве персонажи, которым вопреки всему по-человечески сопереживаешь.
«Падение дома Ашеров»
шоураннер Майк Флэнаган, 2023

Родерик Ашер (Брюс Гринвуд) основал собственную фармацевтическую империю в разгар опиоидной эпидемии в США. Беспринципный предприниматель до конца жизни озолотил своих шестерых детей, а затем потерял их одного за другим всего за пару недель. Убитый горем Родерик отказывается верить в то, что поочерёдные смерти его взрослых наследников — совпадение. Магнат начинает выяснять обстоятельства гибели каждого чада и убеждается в существовании «родового» проклятия.
У нас есть «Наследники» для фанатов мистических семейных драм. Историю о родовом проклятии Ашеров Майк Флэнаган поместил в готический сериал-альманах, каждый эпизод которого основан на одном из рассказов Эдгара Аллана По. Наследники фармакологической империи один за другим умирают в лучших традициях «Маски Красной смерти», «Убийства на улице Морг», «Чёрной кошки», «Сердца-обличителя» и других популярных новелл писателя.
Ещё в «Призраках дома на холме» Флэнаган доказал, что он мастерски делает две вещи: адаптирует мистические тексты и препарирует отношения в дисфункциональных семьях. На «Падение дома Ашеров» режиссёра вдохновил не только рассказ Эдгара По, но и история опиоидной эпидемии в США, на которой реальная династия Саклер сколотила миллиардное состояние. Семья, владеющая скандально известной фармацевтической компанией Purdue Pharma, была прототипом клана Ашеров в сериале Netflix. В визуально богатом проекте Флэнаган обличает пороки, хищнические амбиции и безграничную власть сильных мира сего, чьи худшие черты передаются их детям.
«Дом Дракона»
шоураннер Райан Кондал, 2022–...

Действие сериала разворачивается примерно за 170 лет до событий «Игры престолов». «Дом Дракона» рассказывает безумную и трагическую историю династии Таргариенов, роковой разлад в которую вносят политические разногласия.
«Нет войны более безбожной, чем война между родичами», — говорит мудрая «почти королева» Рейнис во втором сезоне «Дома Дракона». Именно ожесточённому противостоянию Таргариенов в борьбе за Железный трон посвящён приквел «Игры престолов». Если первый сезон разбирался в предпосылках конфликта, то второй заходит на территорию Танца драконов — кровопролитной войны за престолонаследие, которую ведут король-узурпатор Эйгон II (Том Глинн-Карни) и королева Рейнира (Эмма Д’Арси).
Благодаря фокусу на конфронтации двух ветвей дома Таргариенов продолжение сериала может похвастаться эпическим размахом и эффектным набором интриг. Во втором сезоне семейная вражда приобретает угрожающие масштабы: в ход идут воздушные бои с участием драконов и импульсивная агрессия, направленная на родственников. Драматургический вес сериалу придают ассоциации с реальными историческими событиями. Если «Игра престолов» была вдохновлена войной Алой и Белой розы, то «Дом Дракона» успешно осмысляет «период анархии» в истории Англии (гражданская война 1135–1154 годов) в фэнтезийном сеттинге.